Исаак Ньютон
ставить опыты и даже изобрел несколько соб-
ственных снадобий.
В те времена во всех английских средних
школах обязательно изучали греческий и ла-
тинский языки. В некоторых из них преподава-
ли также математику и новейшую историю, од-
нако эти предметы не считались обязательны-
ми. Ньютон сосредоточил усилия на изучении
латыни и овладел языком в совершенстве —
в отличие от большинства своих товарищей.
Это сыграло важную роль в его жизни, по-
скольку в Европе того времени на латыни из-
давалось большинство научных трудов. Впо-
следствии он излагал свои собственные тео-
рии именно на этом языке.
В школьные годы Ньютон проявил свой та-
лант в создании различных приборов. Первым
из них были солнечные часы, которые он по-
дарил приемной дочери Уильяма Кларка — Кэ-
трин Сторер. Для нее же и ее подруг Ньютон ис-
кусно смастерил кукольный дом, обставленный
игрушечной мебелью. Между Исааком и Кэтрин
возникла влюбленность, закончившаяся, когда
юноша уехал поступать в университет.
В 1658 году, на четвертом году обучения в
школе, Ньютон по просьбе матери, к тому вре-
мени овдовевшей, вернулся в Вулсторп с тем,
бесконечно далек от всего, что
связано с работой на земле.
Однажды ему поручили пасти
стадо овец. Вместо того чтобы
приглядывать за ними, Ньютон с
увлечением наблюдал за враще-
нием крыльев ветряных мель-
ниц и движением воды через по-
строенную на небольшом ручье
плотину. В итоге стадо, оставшее-
ся без пастуха, забрело на сосед-
ское пшеничное поле. В другой
раз надвигалась сильная гроза, и
все соседи-фермеры бросились
укрывать посевы и загонять скот. Только Нью-
тон продолжал следить за направлением ве-
тра и движением облаков и делал это даже
тогда, когда страшный ливень уже обрушил-
ся на ферму.
Видя все это, мать оставила надежду на то,
что из сына сможет получиться фермер. Уи-
льям Эйскоу, дядя Исаака, убедил ее отпустить
сына назад в школу. Ньютон, в 1660 году вер-
нувшись в Грэнтем, окончил ее и в июне сле-
дующего 1661 года поступил в Кембриджский
университет.
ж Рисунок солнечных часов,
которые сконструировал
Ньютон, когда учился в
средней школе. Чтобы
сделать солнечные часы,
указывающие время с
помощью отбрасываемой
тени, требовалось очень точно
рассчитать перемещение
солнца по небосводу в течение
дня.
чтобы стать наследником семейного фермер-
Ч а с т а я жизнь
I
У Н ЬЮ ТО Н А М ЕН
В детстве Ньютон был молчаливым и
задумчивым. Кэтрин Сторер, его школь-
ная и, может быть, единственная лю-
бовь, говорила, что тихий, застенчи-
вый, погруженный в свои мысли юноша
редко выходил из дома, предпочитая
вместо шумных игр мастерить поделки
в своей комнате.
Учился Ньютон посредственно, так
что в классе его называли «тупицей».
Не отличался он и в спортивных состя-
заниях. Обычно мальчик с полным рав-
нодушием относился к обидным про-
звищам, которыми его награждали.
Правда, так было не всегда. Однажды
один из одноклассников начал приста-
вать к Ньютону. Вначале Исаак молчал,
но нападки становились все яростнее.
Когда задира принялся толкать его,
Ньютон не выдержал и вытащил обид-
чика из классной комнаты. Эта стычка
ЯЕТСЯ ХА РА К Т ЕР
поразила всех, кто считал Ньютона без-
ответным тихоней.
Можно, конечно, считать тот случай
обычной стычкой между мальчишками.
Однако он говорит о том, что характер
Ньютона начал в то время меняться, в
нем появились упорство и сила. Поз-
же сам Ньютон говорил, вспоминая тот
давний случай: «Если бы я не положил
его (одноклассника) тогда на лопатки, я
бы потом никогда
не смог выйти из
своей комнаты».
< На стене кухни в
доме семьи Ньютон
красуются вырезанные
им самим фигуры.
ского хозяйства. Однако уже тогда было оче-
видно, что Исаак тяготеет к занятиям наукой,
подает надежды стать серьезным ученым и
предыдущая страница 6 052. Исаак Ньютон читать онлайн следующая страница 8 052. Исаак Ньютон читать онлайн Домой Выключить/включить текст