Братья Райт
В этот раз в Китти Хок братья привезли с
собой усовершенствованный планер, осна-
щенный специальным приспособлением, от-
клоняющим крылья. Ранее поворотные тяги
приводились в движение ногами, теперь же
их соединили с поясом на талии пилота, что
позволяло управлять планером, просто по-
ворачивая корпус.
Однако пробный полет показал, что ме-
ханизм новой модели недостаточно про-
чен; кроме того, устойчивость оказалась ху-
же, чем у прошлогоднего планера. Хотя сами
братья Райт не были довольны результата-
ми своих испытаний, их эксперименты полу-
чили высокую оценку со стороны Шанюта. В
середине августа авиаторы, закончив поле-
ты, возвратились домой.
Р ас т у щ и е о ж и д а н и я
Вернувшись домой, Уилбер Райт получил
от Шанюта письмо с предложением высту-
пить с лекцией в Обществе инженеров За-
пада. Несмотря на то, что братья имели уже
достаточное представление о планерах, они
еще не чувствовали себя готовыми высту-
пать перед учеными. Но поскольку пред-
ложение исходило от Шанюта, оказавшего
им неоценимую помощь, отказать ему Уил-
бер не мог. На лекции в Чикаго он указал на
ошибки в расчетах Лилиенталя. Это высту-
пление стало первым официальным извеще-
нием об экспериментах братьев Райт.
Как только Уилбер вернулся домой, бра-
тья начали готовиться к очередной поезд-
ке в Китти Хок. На этот раз они решили по-
лагаться лишь на собственные данные и для
этого сконструировали аэродинамическую
трубу, представлявшую собой ящик длиной
1,8 метра и высотой 40 сантиметров с уста-
новленным в нем вентилятором. Верхнюю
часть трубы инженеры прикрыли стеклом, а
внутрь ящика поместили миниатюрную мо-
дель планера. Сквозь стекло братья наблю-
дали за тем, как она ведет себя при воздей-
ствии воздушного потока.
Эксперименты с аэродинамической тру-
бой помогли братьям сконструировать бо-
лее совершенный планер: на этой машине, к
примеру, появился вертикальный хвостовой
стабилизатор, повысивший устойчивость ап-
парата.
Летом 1902 года братья Райт в третий раз
приехали в Китти Хок — снова в сопрово-
ждении Октава Шанюта. Во время испыта-
ний планер изобретателей, как и ожидалось,
летал отлично. Вертикальный стабилизатор
работал хорошо, хотя иногда планер неожи-
данно сносило в сторону сильным порывом
ветра — в зависимости от угла, под которым
воздушный поток соударялся с хвостовой
частью аппарата. Однако братья Райт сумели
окончательно решить проблему управления
и устойчивости планера, совершив тогда бо-
лее 1000 экспериментальных полетов.
Ключевая фигура
ОКТАВ ШАНЮТ
^ Полет Уилбера Райта на
планере в 1901 году. Тысячи
таких экспериментов привели
в конце концов к созданию
полноценных аэропланов.
▼ Октав Шанют — знаменитый
энтузиаст воздухоплавания.
Ко времени знакомства с братья-
ми Райт Шанют уже успел приобрести
международную известность. Его кни-
га «Развитие летательных аппаратов»
совершила переворот в истории авиа-
ционных исследований. Этот труд по-
зволил исследователям и энтузиастам
воздухоплавания во всем мире узнать
о достижениях, успехах и неудачах сво-
их предшественников. Шанют подчер-
кивал, что каждому, кто мечтает о по-
летах в небо, необходимо знать исто-
рию авиации.
По профессии Шанют был инжене-
ром. Он прославился прокладкой же-
лезной дороги и сооружением моста
через реку Миссури в штате Канзас, а
затем основал свою строительную ком-
панию в Чикаго. В 1890 году инженер
оставил работу на железной дороге и
посвятил жизнь исследованиям в обла-
сти воздухоплавания.
Шанют оказывал поддержку любо-
му, кто стремился летать: достаточно
вспомнить о том, как внимательно и до-
брожелательно относился он к работе
братьев Райт. Правда, увлекшись, Ша-
нют сделал достоянием общественно-
сти результаты исследований братьев
Райт, на что они не давали согласия. Это
обстоятельство несколько ухудшило их
отношения.
ЕЭ
предыдущая страница 14 053. Братья Райт читать онлайн следующая страница 16 053. Братья Райт читать онлайн Домой Выключить/включить текст