I
Жизнь и эпоха
Звездный час
П ер в ы й п ол ет « Ф л а й е р а - 1»
Завершив испытания планера, братья Райт
решили построить на его основе аэроплан
«Флайер-1» и установить на него двигатель
с пропеллером. Они обратились к несколь-
ким производителям двигателей с просьбой
предоставить нужный им мотор, однако по-
лучили отказ. Тогда авиаторы начали кон-
струировать его самостоятельно. В феврале
1903 года двигатель был собран, после чего
братья приступили к изготовлению пропел-
лера, взяв за образец корабельный винт. На
выполнение этой сложной задачи ушло мно-
го времени: закончить работу удалось лишь
к концу лета. Теперь можно было отправ-
ляться на испытания в Китти Хок.
Готовый аэроплан «Флайер-1» братья уста-
новили в сарае, служившем ангаром, на хол-
ме Килл-Дэвил и провели серию наземных
экспериментов. В ветреные дни они практи-
ковались в полетах на старом планере, ис-
пользовавшемся в прошлом году.
Подготовив новый аппарат, исследователи
пригласили Шанюта присутствовать на пер-
вом полете оснащенного двигателем плане-
ра. Однако, когда приехал Шанют, произо-
шел неожиданный инцидент: сломалась ось
пропеллеров. Поскольку нужно было под-
готовить новую ось, Шанют решил покинуть
Китти Хок, не дождавшись испытаний. По-
сле одной аварии с осью случилась еще од-
на поломка, и Орвиллу пришлось возвра-
щаться в Дейтон, чтобы устранить ее. На об-
ратном пути в поезде авиатор наткнулся на
заметку в газете, где говорилось о неудаче
эксперимента Самуэля Ленгли с летатель-
ным аппаратом «аэродром», в испытания ко-
торого американское правительство вложи-
ло огромные деньги. Орвилл обрадовался
тому, что Ленгли не удалось обойти в гонке
его с Уилбером.
С установкой новой оси «Флайер-1» был
полностью готов. В носовой части аппара-
та братья поместили руль высоты, а в зад-
ней — вертикальный стабилизатор и пару
соединенных цепью пропеллеров. Первый
полет на «Флайере-1» состоялся 14 дека-
А Телеграмма Милтону Райту
с радостной новостью. В текст
телеграммы вкрались две ошибки:
во-первых, продолжительность полета
Уилбера Райта составляла не 57,
а 59 секунд; во-вторых, неправильно
набрано имя «Орвилл».
бря и продолжался все-
го три секунды.
17 декабря, устранив
все мелкие недочеты,
братья Райт предприня-
ли вторую попытку. Они
бросили монетку, и пра-
во занять место на бор-
ту аэроплана
выпало
Орвиллу. Братья крепко
пожали друг другу руки, а затем запустили
двигатель. Пропеллеры завращались, и аэ-
роплан постепенно начал разбег — рядом
бежал придерживавший крыло Уилбер. На-
конец аэроплан оторвался от земли! На этот
раз самолет пролетел 36,6 метров, набрав
высоту в 3 метра, и продержался в воздухе
12 секунд.
Весь день братья по очереди
взлетали на своем аэроплане. Во
время последнего по счету, чет-
вертого, полета пилотируемый
Уилбером аэроплан преодолел
расстояние в 260 метров и про-
был в воздухе 59 секунд. О своем
успехе братья немедленно теле-
А Знаменитый «Флайер» теперь
находится в экспозиции музея
авиации Смитсоновского института.
графировали отцу.
Возвратившись в Дейтон, исследовате-
ли решили закрыть велосипедную мастер-
скую и вплотную занялись конструировани-
ем аэропланов.
▼ «Флайер-1» братьев Райт взлетал
с деревянного настила, лежащего
на песке.
В се о б щ е е п ри зн ан и е
Конечно же, новость о первом успешном
пилотируемом полете братьев Райт на осна-
щенном двигателем аппарате тяжелее воз-
духа моментально разнеслась по свету. Од-
нако, чтобы официально объявить миру о
своем достижении, братьям необходимо бы-
ло совершить полет в присутствии наблю-
дателей. Для этого авиаторы решили прове-
предыдущая страница 15 053. Братья Райт читать онлайн следующая страница 17 053. Братья Райт читать онлайн Домой Выключить/включить текст