Исторические параллели
Лучший полководец Чингисхана
Субедей (1176— 1248)
Субедей, выходец из монгольского племени урянхатов, в детстве был отдан Чингисхану в заложники и преданной службой
заслужил его доверие. Монгольский хан отзывался о своем нукере так: «Субедей — опора и щит. В кровавых боях все свои силы
отдает на службу моей семье. Я очень ценю его»!»
К 1212 году, став сотником, он отличился при взятии города Хуаньчжоу, за что получил от императора в награду
повозку золота и шелка. В 1217 году Субедей вызвался возглавить карательный поход против меркитов, отказывав-
шихся признавать власть Чингисхана. В 1219 году он одержал над ними решающую победу, после чего их хан Хуту
бежал к половцам, но и там монгольский полководец настиг и разгромил его. В итоге племя меркитов было
почти полностью уничтожено.
Во время войны с Хорезмом Субедей вместе с Джебе получил задание захватить в плен шаха Мухам-
меда Ала ад-Адина. После смерти шаха два монгольских полководца продолжили поход: покорив страны
Закавказья, они вышли в половецкие степи и летом 1223 года разгромили русско-половецкое войско на
реке Калке.
В 1229 году новый монгольский хан Угедей выдал за Субедея замуж царевну Тумегань. В 1238— 1239 годах
полководец принял участие в походе на Русь, причем Бату-хан доверил ему командование главной армией.
В 1241 году он принял участие во вторжении монголов в Венгрию. Именно Субедею принадлежал план, позво-
ливший завоевателям полностью разгромить многочисленное венгерское войско на реке Шайо.
Лучший монгольский полководец впоследствии активно участвовал в завоевании Южного Китая и умер
в возрасте 72 лет.
В поисках «пресвитера Иоанна»
Людовик IX (1214— 1270)
Известия о появлении в Восточной Европе страшных завоевателей, именуемых «тарта-
рами», всполошили всех жителей континента. Опасаясь, что вторжения татар повторятся, ев-
ропейские монархи стремились узнать о них как можно больше. Большую активность в этом
отношении проявил французский король Людовик IX.
Его особый интерес вызвали легендарные сообщения о существовании на Дальнем Вос-
токе христианского царства, возглавляемого неким «пресвитером Иоанном». Людовик IX
впервые услышал об этом в 1248 году во время Шестого крестового похода.
Для проверки полученных сведений король в 1253 году отправил в Монголию франци-
сканского монаха Вильгельма Рубрука. Через два года путешественник вернулся во Францию,
с успехом выполнив свою дипломатическую миссию. В книге «Путешествие в Восточные
страны» Рубрук описал увиденное, среди прочего рассказав то, что ему удалось узнать о «пре-
свитере Иоанне».
Сведения эти крайне неопределенны. По версии французского посланника, к числу христиан-несториан относились племена
найманов, меркитов и кереитов. К моменту появления Рубрука в Монголии они уже отказались от христианства, так что лишь не-
многие из оставшихся в Монголии несториан помнили о пресвитере Иоанне, умершем не оставив наследников.
Путешественник счел нужным отметить, что ходившие в Европе слухи раздувают прибывавшие с Востока несториане: «Из ни-
чего они создают большие разговоры, поэтому они распространили и про Сартаха, будто он христианин; то же говорили они про
Мангу-хана.
.. потому только, что те оказывают христианам большее уважение, чем другим народам; однако на самом деле они не
христиане».
Достаточно реалистичные показания Рубрука отнюдь не остановили хождение по Европе слухов о «пресвитере Иоанне», но
разочаровали христианских проповедников, надеявшихся на широкое распространение христианства на Востоке.
предыдущая страница 25 054. Чингисхан читать онлайн следующая страница 27 054. Чингисхан читать онлайн Домой Выключить/включить текст