Жизнь и эпоха
Во главе племени монголов
М естью за м есть
Вернувшись к семье, Темучжин вскоре же-
нился на своей нареченной невесте Бор-
те. Его тесть Дай-сечен предложил Темучжи-
ну всяческую поддержку. Тоорил-хан, влия-
тельный вождь племени кереитов и лучший
друг покойного Есугея, также был готов по-
могать Темучжину. Союз с племенем кере-
итов давал ему хорошие возможности для
укрепления власти.
Тем временем междоусобицы в монголь-
ской степи продолжались. Однажды на Те-
мучжина напали меркиты, враги кереитов,
возглавляемых Тоорил-ханом.
Они разорили владения нашего героя, же-
лая совершить запоздалую месть за дей-
ствия Есугея. Отец Темучжина некогда вы-
крал Оэлун у ее мужа, воина из племени
меркитов, сделав ее своей женой. Темуч-
жину удалось спастись от меркитов, но они
Т ем уч ж и н и Д ж а м у х а
История дружбы Темучжина и Джа-
мухи, сражавшегося вместе с ним
против меркитов, — одно из наибо-
лее известных повествований «Со-
кровенного сказания».
С Джамухой Темучжин познакомил-
ся в очень тяжелое время, вскоре по-
сле смерти отца. Их дружба началась
с того, что они обменялись игрушка-
ми. Затем они поклялись стать по-
братимами и обменялись любимы-
ми стрелами. После этого, соглас-
но монгольским поверьям, молодые
люди стали навеки связанными друг
с другом. Совместно победив мер-
китов, они вновь подтвердили свою клят-
ву, обменявшись захваченными у меркитов
золотыми поясами и лошадьми. Однако со
временем их отношения начали ухудшаться.
А Темучжин (слева) и его жена
Борте (справа). Иллюстрация
из «Сборника летописей»
Рашида ад-Дина, крупнейшего
историка монголов.
захватили его жену Борте и отвезли ее в
свой стан. Там женщину сделали наложни-
цей младшего брата бывшего мужа Оэлун:
так меркиты хотели отомстить сыну Есугея.
По обычаю кочевников, Темучжин, чтобы не
обесчестить себя, должен был любой ценой
освободить жену. Однако меркиты являлись
одним из сильнейших племен в монгольской
степи. Поэтому Темучжин сначала заручился
поддержкой кереитов, после чего выступил
против меркитов вместе со своим побра-
тимом — батыром Джамухой. Войско союз-
ников сумело отбить жену Темучжина. К то-
му времени Борте ждала ребенка — трудно
сказать, от кого именно. Тем не менее Темуч-
жин признал сына своим, назвав его «Джу-
чи», что по-монгольски означает «посторон-
ний» или «гость». Как видим, у него остава-
лись сомнения в том, кто на самом деле был
отцом Джучи.
После победы над меркитами Темучжин
убил триста воинов, совершивших некогда
набег на его улус, и захватил имущество, а
также женщин и детей: «миловидных забра-
ли в наложницы, а годных только в приврат-
ницы поделали привратницами». Слух о его
победе быстро разнесся по всей монголь-
ской степи, прославив имя Темучжина.
Этому не стоит удивляться: по своему поли-
тическому статусу Джамуха стоял тогда вы-
ше Темучжина.
Через полтора года их совместного пере-
▼ Святилище «обо» считается
у монголов местом, где обитает
бог Тенгри. Такие курганы
в Монголии сохранились
до наших дней.
движения по монгольским степям
произошел случай, послуживший по-
водом к их разрыву. Однажды Джа-
муха сказал Темучжину: «Покочуем-
ка возле гор — для табунщиков на-
ших шалаш готов. Покочуем-ка возле
реки — для наших пастухов овец еда
Ы
к у л и с а м и
МОНГОЛЬСКИЕ Ш АМАНЫ
В эпоху Темучжина в Монголии суще-
ствовала древняя анимистическая ве-
ра. Монголы поклонялись духам при-
роды, общаться с которыми им помо-
гали шаманы.
По народным представлениям, эти
жрецы умели вступить в диалог с окру-
жавшими человека добрыми и злыми
духами и тем самым обрести у них под-
держку или, наоборот, защититься от
их дурного воздействия. Шаманы явля-
лись хранителями легенд, передавав-
шихся из поколения в поколение.
Наиболее влиятельные из них ак-
тивно вмешивались в политическую
жизнь племени. При дворе Чингисха-
на могущественной фигурой был ша-
ман Кокочу. Человек богатырской
силы, он мог голым сесть на лед и
растопить его под собой. Кокочу по-
пытался стать больше чем просто со-
ветником и поплатился за это жиз-
нью: правитель велел переломить ему
хребет.
Шаманы продолжают играть замет-
ную роль в духовной жизни и совре-
менных монголов. В некоторых рай-
онах Монголии до сих пор практику-
ются анимистические религиозные
обряды.
предыдущая страница 7 054. Чингисхан читать онлайн следующая страница 9 054. Чингисхан читать онлайн Домой Выключить/включить текст