Жизнь и эпоха
Необычный педагог
У ч и тел ь н ач ал ьн ы х к л а ссо в
В 1842 году 18-летний Жан Анри Фабр,
достаточно легко окончив учебное заведе-
ние, получил место преподавателя началь-
ных классов в городе Карпентра. Наконец-
то у него появилась стабильная работа. Но
труд учителей начальных школ во Франции
оплачивался скудно, и по сравнению с го-
дами студенчества молодому человеку при-
шлось несладко. Позже он говорил, что его
доход был меньше, чем у обычного извоз-
чика. Он делил комнату со своими школь-
ными коллегами и вел более чем скромную
жизнь. Нередко он ужинал в доме директо-
ра. Школу, где преподавал Фабр, построи-
ли давно, и в сырую погоду там всегда про-
текала крыша. Из-за высокой стены, окру-
жавшей двор, школа сильно напоминала
тюрьму.
Обучать детей приходилось лишь языкам
и математике. Каждый день Фабр излагал
своим ученикам основы классической латы-
ни и основные правила счета, не имея пред-
ставления, принесут ли они какую-нибудь
реальную пользу его юным подопечным.
Большая часть школьников посещала заня-
тия неохотно. Не видя смысла в занятиях,
многие из них откровенно били баклуши, и
Фабр не знал, что делать с такими ученика-
ми. Впрочем, и он сам не получал удоволь-
ствия от преподавания и, как ни покажется
странно, симпатизировал лентяям. Все чаще
▼ Французская начальная школа времен Фабра. Такие
учебные заведения существовали до введения в стране
системы обязательного школьного образования.
он задумывался над тем, как бы сделать свои
уроки более познавательными, и однажды
решил продемонстрировать детям научные
опыты. Получив на то разрешение дирек-
тора, Фабр раз в неделю проводил в классе
эксперименты, позволяя ученикам прини-
мать в них участие. Их увлекли эти практиче-
ские занятия, и больше на уроках Фабра ни-
кто не зевал от скуки.
Но даже без этих опытов его преподава-
ние во многом являлось новаторским. Пе-
дагог водил детей собирать мед, учил их на-
блюдать за природой, гуляя по холмам и до-
линам. Слава о необычных методах Фабра
распространилась по округе, и люди — да-
же жившие далеко от школы — старались
определить к нему в класс своих отпрысков.
Неудивительно, что это положительно ска-
зывалось на репутации всего учебного за-
ведения, и его глава не скупился на похва-
лы Фабру.
С а м о о б р а зо в а н и е
Через год после начала своей педагоги-
ческой деятельности Фабр влюбился в учи-
тельницу Мари Вийяр, преподававшую в той
же школе. Она происходила из семьи порт-
Современный Карпентра,
расположенный южнее Оранжа.
Английский ученый Исаак
Ньютон. Молодой Фабр
внимательно изучал его труды.
предыдущая страница 9 055. Жан Анри Фабр читать онлайн следующая страница 11 055. Жан Анри Фабр читать онлайн Домой Выключить/включить текст