Жан Анри Фабр
I
ж
Панорама современного Сен-Леона. Когда там родился Жан
Анри Фабр, в деревне жило около четырехсот человек.
ме, занимаясь животноводством. Жан Анри по-
селился с ними, вдали от родителей.
Горный климат был достаточно суров. Осо-
бенно тяжело приходилось зимой, когда ду-
ли холодные ветра и обитателям дома остава-
лось лишь сидеть взаперти и есть то, что было
собрано во время урожая прошлой осенью.
Но Фабру-младшему жизнь в Малавале нра-
вилась. Вскоре разлука с родителями пере-
стала угнетать его, а плато дарило Жану Ан-
ри много сюрпризов. Днем ребенок бегал бо-
сиком среди овечьего стада, а ночью крепко
спал, свернувшись под стеганым одеялом. Так
как мальчик был еще мал и не слишком мог
помочь старшим, ему позволяли вволю рез-
виться на природе.
С н о в а в ро д н о й д ер евн е
Препоручив старшего сына на время забо-
там дядей, родители не собирались расста-
ваться с ним навсегда. Едва Фредерик подрос
и стал способен хоть как-то заботиться о себе,
Фабры отправились в Малаваль за старшим
сыном, которому уже минуло семь лет. Маль-
чику дома пришлось нелегко, поскольку испы-
тывавшие нужду родители часто ссорились.
Тем временем пришла пора учиться в един-
ственной в Сен-Леоне частной школе.
Впрочем, это слишком громко звучит: один
из жителей деревни в свободное от основной
работы время собирал группу ребятишек и за
небольшую плату учил их читать, писать и счи-
тать. В маленькой деревушке, где жили Фабры,
многие семьи считали образование бесполез-
ным: книжные знания никак не могли повли-
ять на жизнь их детей. Едва ребенок подрас-
тал, родители начинали использовать его как
работника в их семейном хозяйстве. Но Анту-
ан Фабр, гордясь собственной грамотностью,
мечтал дать своим сыновьям хотя бы началь-
ное образование.
Жан Анри Фабр тогда ничем не выделял-
ся среди сверстников. Невзирая на волю от-
ца, он спустя рукава относился к учебе, все
свободное время отдавая играм. Его лучши-
ми «товарищами» были животные, обитав-
шие во дворе. Он ловил змей и небольших
птиц, пытался выращивать в коробках жуков-
скарабеев. Вместе с тем, мальчик, помогая
родителям по хозяйству, учился обращаться
с домашней скотиной. Жан Анри обожал та-
кую работу, и, когда ему доверили управлять-
ся со стаей из 24 домашних уток, он запрыгал
от радости.
А Дом богатого французского
крестьянина времен Фабра.
▼ Клетки с утками. Рисунок,
сделанный во Франции в XIX веке.
Версия
в начальной школе
Пьер Рикар, создавший в Сен-Леоне школу, был старейшим жителем
деревни. Организованное им «учебное заведение» являлось для него
всего лишь одной из подработок. Этот человек слыл в округе масте-
ром на все руки. Он умел подтянуть винты в механизме деревенской
часовой башни; служил посредником в спорах крестьян, выступая но-
тариусом; занимался установкой колоколов на церковных колоколь-
нях. Рикар исполнял даже роль цирюльника. Но основная его профес-
сия была та же, что и у его односельчан: он крестьянствовал.
Рикар, единственный учитель в селении, мог научить своих питом-
цев лишь основам чтения, письма и арифметики. Он был не столько
«учителем» в нашем привычном понимании, сколько наставником. Его
школа располагалась прямо у него на дому. Поскольку у себя в саду он
держал кур и уток, не раз домашняя птица забегала в «класс», где шло
занятие. В печи, находившейся в «классе», всегда стоял горшок, в кото-
ром варилась картошка. Вечно голодным ученикам нелегко было ви-
деть, как прямо перед ними готовилась еда. Больше всего они любили
воровать картошку, когда учитель отлучался. Как вспоминал Фабр, в
школе его гораздо больше интересовала возможность лишний раз пе-
рекусить, чем сама учеба. Наевшись, дети развлекались, играя с утка-
ми и цыплятами.
Неудивительно, что в такой обстановке ученики могли научиться
очень немногому. Но Антуан Фабр не сдавался: он купил сыну картин-
ку с буквами и словами, и, запоминая их, мальчик постепенно осваи-
вал грамоту.
предыдущая страница 6 055. Жан Анри Фабр читать онлайн следующая страница 8 055. Жан Анри Фабр читать онлайн Домой Выключить/включить текст