]
Жизнь и эпоха
Новое мировоззрение
Д о к т о р б о го сл о в и я
Вернувшись в Виттенберг, Лютер еще боль-
ше сблизился со Штаупицем. Благодаря вика-
рию молодой священник временно был осво-
божден от обязанности вести службу и имел
возможность подготовиться к получению сте-
пени доктора богословия.
19 октября 1512 года новоиспеченный
доктор Лютер торжественно произнес клят-
ву перед лицом руководства теологическо-
го факультета во главе с доктором Андреа-
сом Карлштадтом: «Я не стану излагать учений
тщеславных, чуждых, осужденных церковью,
неприемлемых для благочестивых ушей; вся-
кого же, кто их проповедует, я укажу декану в
течение восьми дней». После этого Лютер по-
лучил отдельную комнату в башне на мона-
стырском дворе, построенной между основ-
ным зданием монастыря и маленькой пиво-
варней. Впервые в жизни 30-летний Лютер
получил возможность уединиться в комнате,
где его никто не тревожил. Эта комната в мо-
настыре оставалась приютом Лютера до кон-
ца его жизни.
Готовясь прочитать в университете курс лек-
ций, Лютер долгое время занимался библей-
скими исследованиями, изучив практически
всю имевшуюся на тот момент богословскую
литературу. Особо важным для него был под-
готовленный известным гуманистом Эразмом
Роттердамским текст Нового Завета на грече-
ском языке.
Преподавание было лишь одним из много-
численных занятий Лютера. С раннего утра
он наставлял молодых монахов, а затем чи-
тал проповедь в церкви, в которой служил. С
Лютер размышляет.
Картина XIX века.
▼ Лютер объясняет истинное значение
распятия Иисуса Христа. Алтарная
фреска в церкви святой Марии в
Виттенберге, датируемая 1547 годом.
мая 1515 года Лютер, назначенный окружным
викарием, должен был наблюдать за деятель-
ностью 11-ти августинских монастырей, раз-
бросанных в разных уголках Тюрингии. Вре-
мени для занятий богословием почти не оста-
валось.
Но, несмотря на загруженность работой, Лю-
тер стремился самостоятельно осмыслить со-
держание Библии. Особенно он пытался по-
стичь суть библейского изречения о милости
Божьей. Богослов размышлял над этим посто-
янно, в любую свободную минуту, и пришел к
истолкованию, совершенно отличному от ка-
нонического. Лютер писал: «Я начал понимать
что такое милость Божья. Спасение грешни-
ка — это дар милости Божьей». Таким обра-
зом, дело заключалось не в формальном сле-
довании установленным церковью ритуалам,
не способным искоренить человеческие гре-
хи, а в вере в Бога, который в силу своей благо-
дати спасет верующего в него грешника.
Поскольку постижение этой истины проис-
ходило в келье, расположенной в башне, это
событие получила название «башенного от-
кровения». Лютер создал свою собственную
доктрину, именуемую «теологией креста»: че-
ловеческое терпение перед лицом жизненных
передряг есть приближение к крестной муке
Христа. В 1517 году он выпустил в свет свою
первую книгу «Семь покаянных псалмов в не-
мецком толковании», в которой еще не содер-
жалось критики основополагающих догматов
католической церкви. Поэтому она не вызва-
ла сколько-нибудь широкого отклика, на кото-
рый надеялся автор. Но в том же году произо-
шло событие, в корне изменившее его жизнь.
П р о д а ж а индульгенци й
Альбрехт фон Гогенцоллерн, архиепископ
Майнца и Магдебурга, получив этот пост, дол-
жен был заплатить Империи огромные деньги,
которые занял для этого у богатой банкирской
семьи Фуггер из Аугсбурга. Чтобы вернуть
долг ростовщикам, архиепископ с согласия
папы римского Льва X в 1515 году начал про-
дажу индульгенций, отпускавших любые че-
ловеческие грехи без исповеди и покаяния
В З
предыдущая страница 9 056. Мартин Лютер читать онлайн следующая страница 11 056. Мартин Лютер читать онлайн Домой Выключить/включить текст