Мартин Лютер
Йа кулисами
П Р О И С ХО Ж Д ЕН И Е И Н Д УЛ ЬГЕН Ц И Й
Возникновение индульгенций уходит
корнями в XI век. В Средние века люди
боялись чистилища даже больше, чем
ада. Согласно католической доктрине,
в чистилище люди попадали сразу по-
сле смерти. Оно — в отличие от ада —
было «подведомственно» папе римско-
му, и потому адского наказания можно
было избежать, очистившись от своих
грехов еще при жизни. Для этого требо-
валось исполнить епитимью, наклады-
ваемую католической церковью. Епити-
мья традиционно была очень суровой, и
церковные деятели решили хотя бы ча-
стично облегчить ее, в некоторых случа-
ях заменив уплатой денег.
Индульгенция как способ прощения
грехов была опробована в 1095 году,
во время сбора рыцарей для участия
в I Крестовом походе, и вполне оправ-
дала себя. Церковь отпустила кресто-
носцам все грехи,
приравняв участие
в крестовом походе
к полному искупле-
нию. Каждый кресто-
носец получил пись-
менный сертификат,
подтверждавший от-
пущение грехов. С этого момента нача-
лось широкое распространение индуль-
генций. Сначала индульгенцию считали
подтверждением отпущения грехов, но
довольно скоро к ней стали относить-
ся как к средству, избавляющему душу
грешника от пребывания в чистилище.
Индульгенции часто вручались лю-
дям, пожертвовавшим деньги для церк-
ви, постепенно их продажа вошла в ши-
рокий обиход. Всякий раз, когда тре-
бовались деньги на постройку новой
церкви, моста или дороги, любую сум-
му можно было набрать, продавая ин-
дульгенции. Торговля ими позволяла
создавать различные общественные и
религиозные фонды и предприятия. В
1300 году были выпущены специальные
индульгенции в честь вступления в но-
вый век. Они назывались «Высшими ин-
дульгенциями» и продавались только в
Риме, куда сразу же устремились толпы
пилигримов. Эта распродажа принесла
римскому престолу огромные деньги.
Чем дальше, тем больше торговля
индульгенциями превращалась сред-
ство обогащения для иерархов церкви
и светских правителей. Вера в Бога под-
менялась звонкой монетой.
-»■ Монах-доминиканец Тецель,
торгующий индульгенциями.
грешников. Половина вырученных от прода-
жи индульгенций средств должна была пойти
на строительство собора Святого Петра в Ри-
ме, а другая половина денег оседала в карма-
▼ Альбрехт, архиепископ Майнца
и Магдебурга. С помощью взятых
в долг у семьи Фуггер денег
он возглавил сразу две епархии,
что было запрещено церковным
уставом.
не архиепископа.
Это мероприятие проводилось под руко-
водством монаха-доминиканца Иоганна Те-
целя из Лейпцига. Он ходил по немецким го-
родам и весям, звенел в колокольчик и объ-
являл, что продает индульгенции, красочно
расписывая их достоинства. Монах утверж-
дал: «Затратив совсем небольшие деньги, вы
можете спасти своих родителей, жену, детей,
кого угодно»; «едва только твои деньги звяк-
нут в моей кассе, душа твоего грешного па-
паши тотчас выпорхнет из чистилища». Так
можно было «расплатиться» за любое престу-
пление, вплоть до убийств. Благодаря красно-
речию Тецеля торговля индульгенциями шла
очень бойко, особенно среди людей, искрен-
Дверь Замковой церкви в Виттенберге. Именно к ней Лютер
прикрепил свои знаменитые «95 тезисов».
не веривших в Бога и трепетавших перед мо-
гуществом церкви.
Весной 1516 года Лютер посещал окрестные
монастыри и услышал истории о том, как Те-
цель торговал индульгенциями. Столь цинич-
ный способ освобождения грешников от мук
чистилища возмутил Лютера. Тецель продавал
свой «товар» в соседней епархии, но многие
жители Виттенберга, узнав о его появлении в
Бранденбурге, устремились туда. Это застави-
ло Лютера предпринять решительный шаг.
Каждую пятницу богословы Виттенбергского
университета собирались для обсуждения тех
или иных теологических проблем. На одной из
таких встреч Лютер выступил против торгов-
ли индульгенциями, которая, по его мнению,
зашла слишком далеко и превратилась в дур-
ную привычку. Свои мысли он изложил в виде
95 написанных на латыни тезисов. В них он от-
рицал юрисдикцию папы римского на чисти-
лище, а тем самым и само право католической
церкви выпускать индульгенции.
31 октября 1517 года Лютер прибил гвозди-
ками копию своих «95 тезисов» к двери вит-
тенбергской Замковой церкви. Появление те-
зисов ознаменовало начало радикальных пе-
ремен. Хотел того Лютер или нет, но костер ре-
лигиозной Реформации вспыхнул.
предыдущая страница 10 056. Мартин Лютер читать онлайн следующая страница 12 056. Мартин Лютер читать онлайн Домой Выключить/включить текст