Мартин Лютер
обете». В ней он подверг резкой критике ин-
ститут монашества.
Р ы ц ар ь-п ер ево д ч и к
В начале декабря 1521 года Лютер в ры-
царском одеянии тайно посетил Виттенберг
и несколько дней провел в доме своего дру-
га. В его отсутствие ничего внешне не из-
менилось, но в реформационном движении
появились новые, более радикальные лиде-
ры — декан Андреас Карлштадт и бывший
монах-августинец Габриель Цвиллинг. Они вы-
ступали за упразднение монастырей, разру-
шение алтарей и замену католической мессы
причастием. Их деятельность была широкой
и страстной. Сформировалась также группа
реформаторов, называвших себя «анабапти-
стами» («перекрещенцами»): они считали, что
принятое в детстве крещение нельзя считать
действительным, поскольку младенца крестят
без его согласия. Это движение возглавил про-
поведник Томас Мюнцер. Лютера тревожило
радикальное реформаторское движение, пе-
реходившее, на его взгляд, границы дозволен-
ного. После посещения Виттенберга он напи-
сал книгу «Искреннее наставление Мартина
Лютера всем христианам относительно неуча-
стия в мятежах и бунтах». В ней он запрещал
Лютер перевел
Новый Завет
в этой «комнате
пленника»
в замке Вартбург.
Лютер с бородой и в рыцарском
одеянии. Гравюра 1540 года.
радикалам использовать свое имя в качестве
символа Реформации, увещевал их вести себя
по-христиански и руководствоваться Библией.
Все происходившее заставило Лютера все-
рьез задуматься о том, как важно иметь пере-
веденную на немецкий язык Библию. Строго
говоря, немецкие переводы Библии уже суще-
ствовали, но были неточными, и друзья в Вит-
тенберге советовали Лютеру перевести Свя-
щенное писание заново. Сразу после возвра-
щения в Вартбург он принялся за перевод
Нового Завета. В качестве источника Лютер
взял греческий текст Нового Завета, изданный
Эразмом Роттердамским, и всего за три меся-
ца закончил работу.
Тем временем политическая обстановка
в Германии продолжала накаляться. Несмо-
тря на призывы Лютера ограничиться нена-
сильственным сопротивлением католической
церкви, радикальное реформаторское движе-
ние лишь усилилось.
3 марта 1522 года двое шедших в Виттен-
берг швейцарских студентов встретили по до-
роге, в Йене, незнакомого рыцаря, читавшего
Библию. Рыцарь велел им сообщить в универ-
ситете о скором возвращении Лютера. 8 марта
студенты с этим известием прибыли в универ-
ситет, но там их ожидал сюрприз. Их пригла-
сили в комнату, где они увидели того самого
рыцаря, с которым разговаривали несколько
дней назад. Этим рыцарем, разумеется, был
сам Лютер. Он возвратился, чтобы вновь при-
нять участие в борьбе.
Ключевая фигура
Ш ВЕЙ Ц А РС К И Й Д ЕЯТЕЛ Ь Р ЕФ О Р М А Ц И И
Ульрих Цвингли (1484— 1531) родил-
ся в Швейцарии в семье сельского ста-
росты. В 1519 году Цвингли был назна-
чен священником в кафедральный собор
города Цюриха.
К идеям, во мно-
гом сходным с
учением
Лютера,
Цвингли
пришел
совершенно само-
стоятельно. Убедив-
шись в поддерж-
ке
городских
властей, Цвингли в 1521 году начал свою
радикальную церковную реформу. Он
упразднил духовенство как особое со-
словие и в знак этого женился, а также
закрыл монастыри, передав их собствен-
ность в руки общин. Его идеи распро-
странились в ряде швейцарских канто-
нов (Берне, Базеле, Санкт-Галлене) и в
Южной Германии. Противостояние про-
тестантских и католических кантонов
привело к двум войнам. В 1531 году цю-
рихское войско потерпело поражение, а
сам Цвингли погиб в бою.
і
Ульрих Цвингли, священник кафедрального собора в Цюрихе.
ЕШ
предыдущая страница 14 056. Мартин Лютер читать онлайн следующая страница 16 056. Мартин Лютер читать онлайн Домой Выключить/включить текст