Исторические параллели
Стоявший над схваткой
Эразм Роттердамский (1469— 1536)
Гуманизм был движением, родившимся в эпоху Возрождения. Он ставил во главу угла человека, апеллируя к ценностям
античной культуры. Эразм Роттердамский являлся одним из наиболее ярких представителей этого направления.
Герард Герардсон, взявший впоследствии псевдоним «Дезидерий Эразм», был незаконнорожденным сыном священника.
Он обучался в монастырской школе, а затем постригся в монахи. Ему удалось покинуть монастырь, став секретарем епископа
Камбрейского, после чего Эразм отправился на учебу в Парижский университет, где изучал философию и греческий язык. По-
сле 1499 года он много путешествовал по всей Европе. В 1516 году ученый опубликовал греческий текст Нового Завета. Своими
трудами Эразм завоевал огромный авторитет у читающей публики, так что каждая его новая кни-
га встречалась с огромным интересом. В своих ранних произведениях «Оружие христианского
воина» (1504) и «Похвала глупости» (1511) он призывал вернуться к истокам христианства. Эти
книги, несомненно, оказали сильное влияние на молодого монаха Лютера.
Эразма иногда рассматривали как пионера Реформации и даже говорили, что «Эразм снес
яйцо, а Лютер его высидел». Однако сам Эразм утверждал свою позицию беспристрастного
ученого, демонстрируя терпимость к учению Лютера и одновременно свою непреклонную пре-
данность католической церкви. Тем не менее, мыслитель не мог вечно сохранять академический
нейтралитет и в 1524 году открыто встал на сторону католической церкви, выступив против
лютеранства с памфлетом «Диатриба, или Рассуждение о свободной воле». Эта книга получила
широкое распространение среди противников Лютера. Реформатор церкви откликнулся на нее
своей работой «О рабстве воли». Тем самым произошло окончательное размежевание гуманистов
и реформаторов церкви.
Создатель протестанстких хоралов
Иоганн Себастьян Бах (1685— 1750)
Лютер, любивший музыку, оказал немалое влияние на развитие музыкального искусства Германии. Творчество Баха, вершина
немецкой церковной музыки, уходит корнями к хоралам Лютера. Первый сборник протестантских хоралов, созданных Лютером
и его другом Иоганном Вальтером, был напечатан в 1526 году. В сборник вошло всего 26 псалмов, однако новые, дополненные,
издания продолжали появляться вплоть до начала XVIII века. Лейпцигская антология, которой
пользовался Бах, разрослась уже до восьми томов, и в ней насчитывалось почти пять тысяч псал-
мов. Большинство церковных кантат Баха начинаются с хоралов, продолжаются оркестровыми
частями и завершаются также хоралами, что демонстрирует огромное воздействие учения Люте-
ра на гениального композитора.
Иоганн Себастьян Бах родился в семье потомственных музыкантов из Тюрингии. Он появился
на свет в Эйзенахе — городе, где когда-то учился Лютер. Начиная с 1703 года Бах, став профессио-
нальным музыкантом, служил органистом в протестантских церквах во многих городах Германии.
В 1723 году он переехал в Лейпциг, где и провел остаток своей жизни. Здесь он сначала получил
место кантора (дирижера и органиста) в церкви святого Фомы, а затем стал придворным компо-
зитором. В этот период Бах создал многие свои шедевры, не находившие, однако, признания у его
современников: для них музыкант оставался прежде всего прославленным органистом.
В 1750 году Бах начал терять зрение и продолжал играть практически вслепую. 28 июля того
же года он скончался от пневмонии. В последующие 80 лет музыкой Баха почти никто не интере-
совался, за исключением такого выдающегося музыканта, как Моцарт. Как величайшего компози-
тора Баха «открыли» лишь в начале XIX века.
предыдущая страница 25 056. Мартин Лютер читать онлайн следующая страница 27 056. Мартин Лютер читать онлайн Домой Выключить/включить текст