Мартин Лютер
Католик, сокрушивший католичество
Генрих VIII (1491— 1547)
В книге «О вавилонском пленении церкви» Лютер позволил себе прямые нападки на английского короля Генриха VIII. Рефор-
матор разбирал природу католических таинств, в ходе которых их участники получали милость Божью. Всего в католицизме
насчитывается семь таинств, но Лютер утверждал, что только о трех из них — крещении, причастии и покаянии — говорится
в Библии. Остальные таинства были добавлены позднее самой церковью. Генрих, в то время
ревностный католик, собственноручно написал книгу «Утверждение семи таинств — против
Мартина Лютера», за что получил от папы римского титул «Защитника веры». В ответ Лютер на-
звал Генриха VIII «дьяволом, более опасным, чем еретики» и «свиньей, которая не разбирается в
Библии». Пожалуй, еще никто из королей не подвергался до этого подобному оскорблению.
Генрих VIII, второй король из династии Тюдоров, возникшей в 1509 году, получил разреше-
ние папы на брак с Екатериной Арагонской, вдовой своего брата. Когда же оказалось, что она
неспособна родить ему сына-наследника, Генрих VIII обратился к папе с просьбой разрешить
ему развод. Через шесть лет бесплодного ожидания король приказал аннулировать свой брак
Томасу Кранмеру, архиепископу Кентерберийскому, и порвал все связи с Римом. В 1534 году
Генрих VIII издал «Акт о главенстве английского короля над церковью», объявив себя един-
ственным верховным главой церкви в Англии. При этом католические ритуалы в англиканской
церкви сохранились в изначальном виде, хотя сама она занимала антиримскую позицию. После
смерти Генриха VIII в 1547 году эта двусмысленная ситуация сохранилась. При этом последующие
английские монархи сохранили за собой титул «Защитника веры» (Defender of Faith), так что ини-
циалы этого титула — FD — до сих пор чеканятся на реверсе британской монеты достоинством
в один фунт стерлингов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------- -
Отец церкви
V .
Аврелий Августин (354— 430)
Августин Блаженный, святой покровитель монашеского ордена, к которому принадлежал Лютер,
стал христианином не сразу.
Он родился в городе Тагасте в Северной Африке, на территории нынешнего Алжира. Августин
был сыном язычника и христианки. Юные годы он провел в Карфагене, изучая риторику. Первона-
чально будущий отец церкви примкнул к манихеям и исповедовал в течение девяти лет эту религию,
проповедовавшую воздержание.
Августин был учителем риторики у себя на родине, а затем в Карфагене и Риме. В 384 году он
перебрался в Милан, где принялся за изучение неоплатонизма. Познакомившись с христианским
епископом Амвросием, Августин начал склоняться к христианству и в возрасте 32 лет принял святое
крещение. Возвратившись в Тагаст, он ушел в монахи, а в 396 году стал епископом маленького горо-
да Гиппона в Северной Африке. Здесь он провел остаток жизни, проповедуя и работая над своими
сочинениями. Августин принимал участие в многочисленных церковных форумах того времени, на
которых предпринимались первые серьезные попытки разработать догматическую и организацион-
ную структуры христианства.
«Бог создал нас для Себя, и наши сердца должны оставаться неустанными, пока не успокоятся в
Боге», — утверждал Августин. По его словам, он провел всю жизнь в поисках душевного покоя, но
сама его жизнь требовала непрерывного внутреннего развития. В этом смысле судьба Августина
была сродни судьбе Лютера. Августин проделал путь от язычества к христианству, а Лютер, следуя
его примеру, размышлял о цели собственной жизни и доискивался до сути христианской веры.
предыдущая страница 26 056. Мартин Лютер читать онлайн следующая страница 28 056. Мартин Лютер читать онлайн Домой Выключить/включить текст