Мартин Лютер
ж В 1982 году в
церкви замка Вартбург
состоялась встреча в
память о Реформации.
В современной Германии
треть населения составляют
протестанты, большая
часть которых — лютеране.
«Если мне скажут, что завтра наступит конец света,
то еще сегодня я посажу дерево»
Э к сп а н си я п р о т ест а н т и зм а
Лютеранство, получив широкое распростра-
нение в Германии, прижилось также в сканди-
навских странах — в Норвегии, Дании и Шве-
ции. Другим протестантским вероисповеда-
нием, ненадолго охватившим многие страны
Западной Европы, был кальвинизм.
В Женеве кальвинисты установили церков-
ную систему, представлявшую собой союз са-
моуправлявшихся общин. В этом заключалось
их отличие от лютеранства, не сумевшего из-
бежать зависимости от сильных мира сего.
Многие города последовали примеру Жене-
вы, а школой для ряда незаурядных религи-
озных лидеров стала основанная Кальвином
Академия, преобразованнаяя впоследствии в
Женевский университет.
Благодаря этому кальвинизм захватил ли-
дерство и распространился по всей Европе. В
Шотландии объявился Джон Нокс, учивший-
ся у Кальвина и начавший реформацию у се-
бя на родине. Преобладающей церковью в
Шотландии со временем стала пресвитери-
анская. Во Франции набиравшие силу каль-
винисты получили от своих врагов прозвище
«гугеноты» — от искаженного немецкого са-
моназвания швейцарцев. В Нидерландах, при-
надлежавших испанской короне и формально
входивших в Священную Римскую империю,
кальвинисты стали вдохновителями борьбы за
независимость страны от католической Испа-
нии. В Англии возникли волнения, связанные с
принятием англиканства — уникальной смеси
католицизма и протестантизма, появившейся
благодаря королю Генриху VIII, стремившему-
ся любой ценой получить наследника престо-
ла. Это имело далеко идущие последствия, по-
скольку Англия проводила активную колони-
альную политику во всех уголках мира.
Возникали в ту эпоху и другие реформаци-
онные движения, противопоставлявшие се-
бя католицизму. Два из них, анабаптизм и пу-
ританизм в Англии, занимали наиболее ради-
кальные позиции, поскольку критиковали как
католицизм, так и протестантизм. К ним враж-
дебно относились и католики, и протестанты,
и потому эти радикальные направления вы-
нуждены были искать новые территории для
выживания.
В Америке иммигранты из разных частей Ев-
ропы основывали церкви различных направ-
лений, но большинство из них были проте-
стантскими. Лютеранская церковь, получив
широкое распространение в XVIII веке, после
окончания войны за независимость, сыгра-
ла большую роль в формировании американ-
ской культуры.
В о сст а н о в л е н и е и зн утр и
Наступление протестантизма на протяже-
нии XVI века породило Контрреформацию.
I
{ШШ
Г
й ШШ
■ш
i;
4
IS
« Ц
,ІШ Г - л
предыдущая страница 28 056. Мартин Лютер читать онлайн следующая страница 30 056. Мартин Лютер читать онлайн Домой Выключить/включить текст