I
Жизнь и эпоха
Знаток Библии
М о н а х-б о го сл о в
Во времена Лютера монастыри были места-
ми, полностью отрезанными от внешнего ми-
ра. Монахи проводили жизнь в неустанном
посте и молитве. Монастырские ворота явля-
лись настоящими вратами в другой мир. Лю-
тер поступил в эрфуртский монастырь ав-
густинцев, следовавших учению жившего в
IV—V веках Августина Блаженного, одного из
отцов церкви. Так христиане традиционно на-
зывают людей, оставивших после себя выда-
ющиеся образцы духовной литературы. Мо-
настырь августинцев славился своим строгим
уставом. Всего в Эрфурте было 12 монастырей,
но тот, в который поступил Лютер, высоко це-
нился за проводившиеся в его стенах теоло-
гические исследования и благотворительную
деятельность.
Лютер прошел суровую подготовку. В тече-
ние годичного испытания будущие монахи бы-
ли обязаны — кроме еженедельной испове-
ди — хранить обет молчания: им запрещалось
разговаривать вслух даже с самим собой, уе-
динившись в келье. Их жизнь состояла из бес-
конечных служб и послушаний, которые нуж-
но было исполнять с раннего утра до поздней
ночи. Первый раз за день свою скудную пищу
они получали не раньше полудня.
Виттенберг, вторая родина Мартина Лютера.
ж Лютер в годы его пребывания
в монастыре.
Поначалу к получившему университетское
образование послушнику многие монахи от-
носились недружелюбно, считая его случай-
но попавшим в их ряды представителем эли-
ты. Лютер старался всеми силами доказать им,
что он — такой же, как все. И вскоре ему это
удалось: Лютер относился к своим обязанно-
стям со всей серьезностью, так что монахи не
могли не оценить его трудолюбия и рвения.
Он полностью освоился с обетом молчания и
Ключевая фигура
Н А С Т А ВН И К Ш ТАУПИЦ
Когда Лютер поступил в монастырь в
Эрфурте, его наставником стал Иоганн
фон Штаупиц, главный
викарий
германской
конгрегации августин-
цев, происходивший из
старинной знатной се-
мьи. Штаупиц — лицо,
приближенное к кур-
фюрсту Саксонскому, —
был весьма влиятель-
ной фигурой. Он выдви-
нул Лютера на ведущие
< Деталь убранства
Эрфуртского кафедрального
собора.
роли в монашеском ордене. Штаупиц и
Лютер часто сидели вдвоем под груше-
вым деревом во дворе монастыря и вели
долгие беседы. Наставник помогал мо-
лодому богослову, когда тот страдал от
угрызений совести и был близок к отча-
янию, способствуя его духовному разви-
тию. Штаупиц, став духовником Лютера,
имел на него даже большее влияние, чем
родной отец. Штаупиц был ближайшим
советником Лютера в период его духов-
ных метаний, когда тот искал свой соб-
ственный, особый путь в жизни.
В позднейшей доктрине Лютера, несо-
мненно, в определенной мере отозвались
горячие проповеди Штаупица.
аскетизмом монастырской жизни.
Но сама по себе тогдашняя духовная жизнь
Лютера была мучительной. Он чувствовал, что,
несмотря на чистосердечное покаяние, его
грехи не могут быть прощены. Лютер, пропи-
тавшись ощущением собственной греховно-
сти, вдохновенно занимался самоистязанием.
Позднее он вспоминал: «Я изнурял себя поста-
ми, бдением, молитвой. Кроме того, я среди
зимы стоял и мерз, стриженный, под жалким
капюшоном, так был безумен и глуп».
Осенью 1506 года Лютер был пострижен в
монахи, а 2 мая 1507 года, получив сан свя-
щенника, впервые самостоятельно отслужил
мессу, на которую послал приглашение отцу и
своим бывшим друзьям. Дела Ганса Лютера, к
тому времени ставшего арендатором несколь-
ких шахт, шли успешно. На мессу, которую про-
водил его сын, он прибыл верхом вместе с
другими приглашенными.
предыдущая страница 7 056. Мартин Лютер читать онлайн следующая страница 9 056. Мартин Лютер читать онлайн Домой Выключить/включить текст