Жизнь и эпоха
«"Фрам" движется
к Антарктиде!»
П о д ар о к от Н ан сен а
Хотя движение по Северо-Западному про-
ходу не несло какой-либо экономической
выгоды, с точки зрения картографов и гео-
графов, экспедиция Амундсена имела выда-
ющееся значение, поскольку позволяла за-
полнить часть «белых пятен» на карте мира.
Амундсен, мгновенно ставший знамени-
тым, совершил поездку по США, выступая
с лекциями во многих американских горо-
дах от Калифорнии до Восточного побере-
жья. Это позволило ему неплохо заработать
и тем самым оплатить долги, накопившиеся
за время подготовки экспедиции.
Амундсен привез с собой в Норвегию —
кстати, в 1905 году успевшую обрести не-
зависимость — богатейшие исследователь-
ские отчеты. Он вспоминал: «Наши магнит-
ные наблюдения были так обширны и полны,
что ученым, которым мы передали их по воз-
вращении в 1906 году, понадобилось около
двадцати лет, чтобы их обработать.
.. Никог-
да еще наука не получала ничего даже отда-
ленно схожего по совершенству с этими об-
стоятельнейшими наблюдениями явлений
магнетизма у Северного полюса».
Хотя Амундсену удалось расплатиться по
старым долгам, он вскоре наделал новых,
поскольку начал планировать очередной
поход. Не склонный почивать на лаврах, не-
утомимый путешественник решил добрать-
ся до самого Северного полюса, куда пока
что не ступала нога человека.
Найти деньги для экспедиции оказалось
очень трудно. Исследователи не раз стре-
мились добраться до Северного полюса, но
безрезультатно. Наиболее известной бы-
ла попытка Нансена. Он построил судно
«Фрам», специально приспособленное для
плавания в арктических водах, однако до це-
ли ему добраться не удалось.
Амундсен решил заручиться поддержкой
своего знаменитого предшественника. Он
Экспедиция Роберта Лири,
в 1909 году, по его заверениям,
достигшего Северного полюса.
▼ Экспедиционный корабль «Мод»,
построенный Амундсеном
с использованием некоторых идей
конструкции «Фрама». Например,
у Нансена он позаимствовал
бочкообразную форму судна.
Ф РА М »
По-норвежски «фрам» означает «вперед». Судно, весившее 350 тонн,
стало прародителем будущих ледоколов. При постройке корабля Нан-
сен учитывал его назначение: например, форма судна должна была
помогать ему выдерживать давление льдов.
Известно, что вода при замерзании расширяется. Когда поверхность
океана покрывается льдом, на корабль оказывается горизонтально на-
правленное давление водной поверхности. Сила его очень велика, так
что деревянному судну нелегко сопротивляться этому давлению. Нан-
сен хотел увеличить сопротивляемость судна, сделав его округлым. Для
этого он старался уменьшить разницу между длиной и шириной корпу-
са, в результате чего тот приобрел яйцевидную форму.
Но этого все же было недостаточно. Тогда исследователь придал
подводной части корабля более сглаженную форму. Обычно на су-
да ставили киль, защищающий их от качки, вызываемой волнами. Но
киль, установленный на «Фраме», помогал выталкивать вверх суд-
-'- V. \\ Библиотека мемуаров
но, подвергаемое давлению со сторо-
ны льдов. Если киль попадал на лед, об-
разующийся на поверхности воды, и не
ломал его, корабль вставал на месте и
оказывался стиснутым льдами. Новое судно, к сожалению, не могло га-
рантировать легкого плавания, но быть раздавленным ему не грозило.
Такой корабль мог дрейфовать вместе со льдами.
На «Фраме» имелись и другие технические новшества. Хотя корпус
его был деревянным, внутри стояли стальные каркасы, укреплявшие
его структуру. Поверхность судна была обработана таким образом, что
при столкновении с айсбергом она не получала царапин. На корабле
имелись медицинский кабинет, библиотека, музыкальный зал, а в игро-
вой комнате даже стоял бильярдный стол.
В настоящее время этот уникальный корабль находится в специаль-
но созданном Музее «Фрама», расположенном в Осло.
предыдущая страница 13 057. Руаль Амундсен читать онлайн следующая страница 15 057. Руаль Амундсен читать онлайн Домой Выключить/включить текст