Руаль Амундсен
I
----------------------------------------------------------------------------------------------------- -
Итальянский дуче в роли спонсора
Бенито Муссолини (1883— 1945)
«Прошу передать мои самые сердечные поздравления и мое восхищение господину Амундсену. Величие его подвига, в ко-
тором он первым предложил совершить перелет над землями Арктики, навсегда останется в моем сердце», — так сказал Муссо-
лини в интервью норвежскому корреспонденту по поводу успешного трансарктического перелета, совершенного Амундсеном
на «Норвегии».
На первый взгляд, в этих словах звучит искреннее признание. Но в реальности дело обстояло наоборот. После того как
полярник обратился за помощью к итальянским инженерам, проектировавшим дирижабли, Муссолини решил использовать
Амундсена в своих политических целях. Он пообещал исследователю предоставить нужный ему дири-
жабль бесплатно, если тот выполнит целый ряд условий — например, установит на Северном полюсе
итальянский флаг.
Рупором своих «идей» Муссолини сделал талантливого конструктора Умберто Нобиле, согласивше-
гося играть предложенную ему роль. Амундсен, имевший благодаря Элсуорту возможность приобрести
воздушное судно за деньги, отклонил предложение дуче, но все же вынужден был принять Нобиле в
свою экспедицию в качестве первого пилота.
Когда полет «Норвегии» над Северным полюсом завершился успешно, между Нобиле и Амундсеном
возник ожесточенный и не слишком красящий их обоих спор о том, кто же был истинным руководителем
полета.
Действия Нобиле носили явно вынужденный характер. Трагическая гибель Амундсена, отправив-
шегося на поиски терпящего бедствие врага, видимо, произвели на Нобиле глубокое впечатление. Он
вскоре покинул Италию и в 1932—1936 годах жил в СССР, а с 1939 года — в США. На родину он вернулся
лишь после окончания Второй мировой войны.
'
>
Организатор полярных исследований в СССР
Отто Юльевич Ш мидт (1891— 1956)
Руаль Амундсен доказал, что успех полярных экспедиций невозможен без серьезной предварительной подготовки. В Совет-
ском Союзе организатором всех таких исследований выступил блестящий ученый Отто Юльевич Шмидт, создавший в 1930 году
Арктический институт, а в 1932—1939 годах являвшийся начальником Главсевморпути.
С Арктикой, ставшей его подлинной страстью, математик по образованию Шмидт вплотную столкнулся в 1929 году, когда его на-
значили начальником экспедиции на ледоколе «Георгий Седов», задачей которой было закрепление прав СССР на Землю Франца-
Иосифа. В ходе плавания было сделано много важных географических и геофизических открытий, что по-
служило основанием для развертывания исследований в Арктике. Под руководством ученого возникла
целая сеть полярных станций на всем северном побережье СССР — в частности, на острове Рудольфа, на
мысе Желания, в Русской гавани, на мысе Челюскина, на острове Котельном, в бухте Тикси. В 1932 году
Шмидт возглавил экспедицию на ледокольном пароходе «Сибиряков», который за одну навигацию про-
шел из Архангельска в Тихий океан.
В 1934 году, во время следующей экспедиции Шмидта, ледокол «Челюскин» был затерт льдами, из-за
чего команде пришлось высадиться на лед. На поиски челюскинцев отправилась полярная авиация, бла-
гополучно вывезшая их на Большую землю.
Этот опыт натолкнул Шмидта на идею создания дрейфующих полярных станций: летчики, найдя под-
ходящую льдину, высаживали на нее людей и снабжали их всем необходимым для жизни и проведения
научных наблюдений. За первой такой станцией («Северный полюс-1»), действовавшей в 1937—1938 го-
дах, последовали следующие.
предыдущая страница 26 057. Руаль Амундсен читать онлайн следующая страница 28 057. Руаль Амундсен читать онлайн Домой Выключить/включить текст