Выдающиеся события
в политической борьбе 1920—1930-х годов, —
от Троцкого до Бухарина. «Врагами народа»,
не заслуживающими доброго слова, остава-
лись представители других политических пар-
тий, рука об руку с большевиками боровши-
еся с самодержавием и закончившие свою
жизнь в основном в советских лагерях. Нако-
нец, следовало забыть о многомиллионных
жертвах коллективизации, погибших от го-
лода или в качестве «кулаков» высланных на
окраины страны.
Тем самым история Советской страны в
изображении Хрущева мало чем отличает-
ся от того, что дается в «Кратком курсе исто-
рии ВКП(б)», созданном в 1938 году при не-
посредственно участии Сталина.
П о сл е д ст ви я к р и т и к и С т а л и н а
При таком истолковании Хрущев и прочие
партийные деятели беззакония и склады-
вавшийся с тридцатых годов культ личности
могли подавать как действия самого Стали-
на, направленные на укрепление своей дик-
татуры. В этом случае, развенчав «культ лич-
ности», можно переложить всю ответствен-
ность за допущенные ошибки и перегибы на
покойного Сталина, а самим выглядеть при
этом незапятнанными.
Сделав главными виновниками беззако-
ний Сталина и созданный им культ личности,
Хрущев надеялся достичь — и в определен-
ной степени достиг — нужного ему резуль-
тата. Разумеется, он понимал, что ему могут
задать вопрос о его личной ответственности
за соучастие в сталинских преступлениях. В
таких случаях он отвечал почти искренно:
да, мы молчали — потому что боялись.
В 1930-е годы огромные портреты
Сталина украшали собой все города
СССР.
▼ Советские лидеры на трибуне
мавзолея Ленина-Сталина в 1956 году.
Слева направо: К. Е. Ворошилов,
Г. К. Жуков, Н. С. Хрущев, Н. А. Булганин,
Г. М. Маленков, А. И. Микоян.
Однако такой ответ мог удовлетворить
только часть коммунистов. Молодежи и лю-
дям, кому эта идеология была чужда, он мог
показаться лицемерным, и они могли усо-
мниться в праве коммунистов оставаться у
власти и уж во всяком случае выступать в
роли арбитров в вопросах морали.
Это привело к появлению в СССР дисси-
дентского движения, а также большого чис-
ла просто аполитичных людей, внешне сле-
довавших общепринятым стереотипам по-
ведения, но на самом деле на на грош не
веривших в проповедуемые властью социа-
листические идеалы. Весьма иронично в со-
ветском обществе было воспринято обеща-
ние Хрущева уже к 1980 году построить иде-
альное коммунистическое общество.
Доклад Хрущева о культе личности Стали-
на нанес сильный удар по политической ста-
бильности других социалистических стран и
международному коммунистическому дви-
жению в целом. По Восточной Европе про-
катилась волна беспорядков восстаний, вер-
шиной которой стала Венгерская револю-
ция 1956 года. Резко ухудшились отношения
между Советским Союзом и Китаем.
Не случайно, что после отставки Хру-
щева новое руководство сочло необходи-
мым прекратить общественное обсужде-
ние темы Сталина и его культа личности.
Как бы то ни было, поколение «шестиде-
сятников», взращенное в эпоху хрущевской
«оттепели», сохраняло верность идеалам,
рожденным в эту эпоху надежд, и своей
деятельностью в конечном счете подго-
товило наступление «перестройки» 1980—
1990-х годов.
предыдущая страница 21 060. Хрущев читать онлайн следующая страница 23 060. Хрущев читать онлайн Домой Выключить/включить текст