Ататюрк
І
# За кулнсаки
ШЛЯПА ВМЕСТО ФЕСКИ
Подписанный в Лозанне договор закрепил
независимость Турции и твердо установил ее
В 1923 году Кемаль начал проводить реформы,
направленные на преодоление религиозных тра-
диций в быту. В их числе был принятый в 1925 го-
ду «Закон о шляпах», вводивший ношение шляп ев-
ропейского образца вместо фесок — традиционных
круглых шапочек. Ношение фески позволяло, не
снимая ее, класть земные поклоны во время молитв.
Эта шапочка была введена султаном Мехмедом II в
1829 году вместо традиционного тюрбана.
Желая подать пример населению, Кемаль первым
стал носить шляпы с полями, прикрывающими глаза
от яркого солнечного света. Отправляясь в поездки
по стране, он повсюду появлялся в соломенной шля-
пе, убеждая своих сограждан в том, что это является
признаком цивилизованности. Однако личного при-
мера президента оказалось недостаточно, чтобы пе-
реубедить турок, и тогда Кемаль стал вводить ноше-
ние шляп законодательным путем. Дело дошло до
того, что полиция насиль-
но снимала с турок фески
и даже арестовывала тех,
кто при этом оказывал со-
противление. В результа-
те таких строгих мер фе-
ски быстро вышли из упо-
требления.
ния и в конечном счете привести к краху всей
программы реформирования. Помня об этом,
границы. Он также регулировал обмен насе-
лением между Грецией и Турцией. Кроме того,
в договоре были детально прописаны усло-
вия, на которых район Проливов объявлялся
Кемаль старался ничем не задеть религиоз-
ные чувства мусульман, его реформы были
основаны на принципе четкого разграниче-
ния религии и политики. Эти шаги помогли
Красная феска —
традиционный головной
убор мусульман Османской
империи.
демилитаризованной зоной, находящейся под
контролем комиссии Лиги Наций.
1
ноября 1922 года ВНСТ отделило султанат
и халифат друг от друга и упразднило султа-
Мустафе Кемалю последовательно и успеш-
но проводить в жизнь преобразования, и к
1928 году из конституции были окончательно
удалены ссылки на ислам как на официально
нат. Наследнику престола пришлось бежать в
принятую в стране религию, что позволило за-
Англию. Вскоре Анкара была выбрана столи-
крепить светский характер республики.
цей государства, а 29 октября 1923 года Тур-
ция превратилась в республику.
Э поха реформ
Став президентом новой республики, Муста-
фа Кемаль незамедлительно приступил к про-
ведению реформ, которые должны были на-
всегда изменить облик страны и превратить ее
в современное европейское государство. Он
начал с принятия новой конституции, ратифи-
цированной в 1924 году и основанной на ев-
ропейском праве. В марте 1924 года прежнюю
мусульманскую систему обучения заменили
государственной. В тот же день был упразднен
халифат — мусульманская форма правления,
сохранявшаяся в Турции с 1517 года.
Мустафе Кемалю приходилось соблюдать
осторожность и такт в проведении реформ,
особенно тех, что имели непосредственное
отношение к исламу. Он понимал, что малей-
шая ошибка может вызвать недовольство глу-
боко религиозного мусульманского населе-
Вслед за кодексом о модер-
низации повседневной одеж-
ды был принят закон, предо-
ставлявший женщинам рав-
ные с мужчинами права, и в
1934 году женщины впервые
получили возможность уча-
ствовать в парламентских вы-
борах. В 1928 году в Турции
ввели западную систему обо-
значения чисел и латинский
алфавит.
Мустафу
Кемаля
объявили первым учителем
республики. Были приняты и
другие законы, сближавшие
Турцию с государствами за-
падного образца: новый уго-
ловный кодекс, отмена при-
ставок к именам в виде про-
звищ и званий, введение
международной системы мер,
времени и календаря.
Мустафа Кемаль (в кресле председателя) произносит
речь. Анкара, ноябрь 1929 года.
а Улица Ататюрка в Анкаре.
ЕШ
предыдущая страница 16 061. Ататюрк читать онлайн следующая страница 18 061. Ататюрк читать онлайн Домой Выключить/включить текст