Ататюрк
Мустафа был очень активным ребенком и
обладал вспыльчивым характером. Однако
общению со сверстниками или сестрой зам-
кнутый мальчик предпочитал одиночество и
независимость. Он нетерпимо относился к
мнению окружающих, не любил идти на ком-
промиссы и всегда стремился следовать вы-
бранному для себя пути. Привычка прямо вы-
сказывать все, что он думает, принесла Муста-
фе в дальнейшей жизни немало хлопот, и с ней
он нажил многочисленных врагов.
Мать Мустафы, ревностная мусульманка, хо-
тела, чтобы ее сын изучал Коран, но ее муж,
Али Риза, склонялся к тому, чтобы дать Муста-
фе более современное образование. Супруги
никак не могли прийти к компромиссу, и по-
этому, когда Мустафа достиг школьного воз-
раста, его сначала определили в школу Хафиза
Мехмет Эфенди, располагавшуюся в квартале,
где жила семья, а вскоре, по настоянию отца,
перевели в более современную школу Шемси
Эфенди в Салониках, где Мустафа и закончил
свое начальное образование.
Военная школа
В 1888 году, когда маленькому Мустафе бы-
ло семь лет, умер его отец. Зубейда вместе с
сыном и двумя малолетними дочерьми по-
селилась у своего брата, Хусейна Эфенди, на
ферме Рапла, недалеко от Салоников, а неко-
торое время спустя вторично вышла замуж.
Из-за этого переезда Мустафе
пришлось прервать свои заня-
тия в школе, однако мать хоте-
ла, чтобы ее сын получил обра-
зование, и снова отослала его в
Салоники.
Окончив начальную школу
Шемси Эфенди, Мустафа про-
должил обучение в админи-
стративной
средней
школе
города Салоники, но вскоре
бросил ее для того, чтобы по-
ступить в военную школу. Это
было его собственное реше-
ние, о котором он не поведал
никому из родственников, да-
же матери. В школе Мустафа
выделялся недюжинным умом,
трудолюбием и талантами и бы-
стро приобрел любовь товари-
щей и учителей. Здесь подро-
сток получил свое второе имя.
Отлично успевая в истории и
иностранных языках, особенно
блестящие успехи он показы-
вал в математике, за что препо-
даватель Мустафа Эфенди, что-
бы выделить его способности
и особое положение в классе,
стал называть его «Кемаль», что
значит «совершенный».
^ Дворец Топкапы — официальная резиденция османских
султанов в Стамбуле.
, ТШЙУЕ CljMHURtYETMERKEZBANKASI
Ш
віл
t Dr k l U u s i
і
(■77
7828*8
Банкнота достоинством в 1000 турецких лир с
портретом Мустафы Кемаля Ататюрка.
11За кулисами
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
▼ Карта Османской империи конца XVIII века.
Основанное в 1299 году государство османских султанов
быстро превратилось в мировую державу и главного тор-
гового посредника между Востоком и Западом. В Европе
Османскую империю часто называли Оттоманской импери-
ей или Портой. Управляемая сменявшими друг друга могуще-
ственными султанами и визирями, она достигла пика своего
величия в XVI—XVII веках, когда территория империи вклю-
чала Анатолию (Малую Азию), Ближний Восток, Северную Аф-
рику, Балканский полуостров.
Однако открытие новых морских путей из Европы в Азию,
таивших угрозу для экономического процветания Турции, а
также коррупция в армии и правительстве вызвали резкие
недовольства внутри страны. К концу XVI века завершилась
территориальная экспансия Османской империи в Европу, а
растущий религиозный и интеллектуальный консерватизм
привел к отставанию в культурном и промышленном разви-
тии государства.
На протяжении долгих лет им-
перия находилась в состоянии за-
стоя. Теряя территории «по всем
фронтам», страна столкнулась с
ослаблением централизованной
власти и подъемом национально-
го движения. Уверовав в поддерж-
ку со стороны европейских сверх-
держав, Турция вскоре оказалась
должником европейских банков.
Османские турки начали сомне-
ваться в том, что правительство
султана способно справиться с
возникшими трудностями, и на-
цию охватили революционные на-
строения, которые достигли апо-
гея в начале XX века.
предыдущая страница 6 061. Ататюрк читать онлайн следующая страница 8 061. Ататюрк читать онлайн Домой Выключить/включить текст