Выдающиеся события
I
I
* я
*äß
»
і
«Арест пропагандиста»
(1880—89) кисти Ильи Репин;
эра господства именно славян-
ского культурно-исторического
типа. Достоевского эта книга
настолько увлекла, что он спе-
циально бегал на почту, поджи-
дая очередной номер журна-
ла «Заря», где кусками печата-
лась «Россия и Европа». Кстати,
убежденным последователем
Данилевского являлся Страхов, ближайший
сотрудник Достоевского по журналу «Время».
Самого Данилевского Достоевский знал еще
по «пятницам» Петрашевского и уже тогда на-
зывал его «сильной головой». Многие идеи
Данилевского были близки Федору Михай-
ловичу — это хорошо видно хотя бы выпу-
скам «Дневника писателя», в которых обсуж-
дается пресловутый «восточный вопрос». В
них Достоевский — вполне в духе панславиз-
ма — заявлял, например, что «Константино-
поль должен быть наш». Правда, и тут он стоял
несколько наособицу, потому что «брать» Кон-
стантинополь предлагал не для провозглаше-
ния его в качестве светской столицы славян-
ского мира, а для возвращения ему статуса
центра восточного православия. Все разгово-
ры об абстрактном превосходстве славянско-
го типа были ему глубоко чужды. Главной до-
бродетелью русского народа, являющейся за-
логом его блестящего будущего, Достоевский
считал то, что в народе этом сохранена живая
вера в истинного Христа.
Н етер п ен и е
▼ «Вечеринка» (1875—97)
Владимира Маковского.
Если попытаться одним словом охаракте-
ризовать русское революционное движение
1860—70-х годов, то этим сло-
вом будет «нетерпение». Имен-
но нетерпение тогда толкало
идти тернистым путем борь-
бы с самодержавием самых да-
ровитых русских людей. И это
прекрасно понимал Достоев-
ский. В своих художественных
и публицистических сочине-
ниях писатель камня на камне
не оставил от позитивистско-
го мировоззрения, имеющего
своим прямым следствием ре-
ШБ
волюционную теорию и практику, но при этом
он знал, что этот великий соблазн еще долго
будет притягивать к себе массы молодых лю-
дей. Не случайно в романе, продолжающем
«Братья Карамазовы», Достоевский планиро-
вал увести Алешу Карамазова из монастыря в
мир и сделать членом революционной орга-
низации. Он не уставал повторять, что един-
ственной альтернативой бесплодному жела-
нию мгновенно переустроить мир на началах
правды и добра является христианство, одна-
ко сам путь Алеши Карамазова, намеченный
в набросках к будущему роману, подсказы-
вал — к истинной вере можно прийти, лишь
вдоволь настрадавшись и наошибавшись. До-
стоевский верил в то, что России удастся из-
бежать революционного террора, той страш-
ной «шигалевщины», что описана в «Бесах».
Ему в некотором смысле повезло — он умер
за несколько недель до 1
марта 1881 года, ког-
да «народовольцы» казнили царя. По иронии
судьбы, соседом Достоевского по дому был
член Исполнительного комитета «Народной
воли» Александр Баранников, арестованный
26 января, когда у писателя началась смер-
тельная болезнь.
▼ Дом, в котором была последняя петербургская квартира
Достоевского. Фотография 1929 года.
предыдущая страница 21 065. Федор Достоевский читать онлайн следующая страница 23 065. Федор Достоевский читать онлайн Домой Выключить/включить текст