I
Итоги
Век Достоевского
В двадцатом веке с грозной неотменимостью сбылись все самые страшные предсказания
и видения Достоевского. О Достоевском заговорили как о пророке, забывая о том, что из
еуо
произведений можно вывести многое и, уж во всяком случае, сам писатель, никогда не изживший
до конца в себе юношеского романтизма, предпочитал верить в «лучшее», а обо всем остальном
предупреждал лишь как о возможных вариантах.
П р ак т и ч е ск и е п р и л о ж ен и я
ф и л о со ф с к о го ни ги л и зм а
\\Л
г *
П
осле смерти Достоевского толки о писа-
теле поутихли — в какой-то момент да-
же о нем как бы забыли. А если и вспоминали
время от времени, то чаще с «опровержени-
ем». Одно из таких «опровержений», впрочем,
было очень любопытным, потому что уловило
некую «каноническую» тонкость, до сих пор
не разрешенную. В 1882 году публицист и фи-
лософ Константин Леонтьев уличил писателя
•з
«ереси», а именно — в «розовом христиан-
стве». Леонтьеву не понравилась проповедь
христианского братства на земле, в которое
страстно верил Достоевский, — критик на-
стаивал на том, что «Христос пророчествовал
не гармонию всеобщую, а всеобщее разруше-
ние» и «ставил милосердие или доброту лич-
ным идеалом.
..» Николай Лесков пытался спо-
рить с Леонтьевым, утверждая, что Леонтьев
и Достоевский оперируют различными вре-
менными масштабами: До-
стоевский мыслит веками,
а Леонтьев (вслед за Хри-
стом) — тысячелетиями.
Однако лесковский аргу-
мент явно проигрывал —
Леонтьев нащупал, пожа-
луй, самое слабое место в
построениях Достоевско-
го. Впрочем, спор этот был
не более чем не слишком
характерным эпизодом; ха-
рактерным
становилось
как раз равнодушие к на-
следию писателя.
Вспомнили о Федоре Ми-
хайловиче на рубеже ве-
T H E BR O TH ER S
K A R A M A Z O V
A NOVEL IN FOUR PARTS
AND AN EPILO GU E BV
FYODOR DOSTOEVSKY
ков, когда Россия затрещала по швам, разди-
раемая массовым революционным брожени-
ем. Достоевский неожиданно вышел в
дня, не писал о нем только ленивый. Все тог-
дашние властители дум отметились своими
размышлениями о Достоевском — от Роза-
нова и Мережковского до Луначарского и
Горького. Нещадно эксплуатировалй^асле-
дие Достоевского и в годы Первой ми
войны; его почвеннические идеи действ
но помогали интерпретировать испЗри1
-
события в оптимистическом для Ро
хе. Введенный Достоевским термин
идея» получил новых истолкователе£
чем именно в духе его автора. Говорили о
том, что христианство как Благая Вест(>
отвергнуто цивилизованной Европой, вайп^-
нившей его на «закон», «право»; что во
глубине его воспринял лишь русский
В таком освещении ми
война превращалась в в
ну за реализацию Ро
призванной спасти
чество, своего месси
предназначения.
Между тем в сам«
сии в страшном кол
плодились
«бесы»,
ело
но выпрыгнувшие из |о д |о < "
именного романа; в
вселялись таинственные Три-
хины, увиденные Рас^льни-
ков в болезненном виден
< «Братья Карамазовы» Достоевского
в переводе на английский язык.
Лондонское издание 1920 года.
LONDON
WILLIAM HEINEMANN
предыдущая страница 27 065. Федор Достоевский читать онлайн следующая страница 29 065. Федор Достоевский читать онлайн Домой Выключить/включить текст