I
Жизнь и эпоха
Первое марта
Н а р о д н и ч еск о е д ви ж ен и е
Казалось бы, императора, вернувшегося с
победой, на родине должны были встречать
бурей восторга. Однако случилось другое: по-
следние три года жизни Александра II превра-
тились в форменный кошмар. Ему пришлось
вести борьбу не на жизнь, а на смерть с рево-
люционерами, в 1878 году начавшими террор
против высших государственных сановников
и в 1879 году поставившими своей главной за-
дачей убийство царя. Менее чем за два года на
Александра II покушались четыре (!) раза, пока
последняя, пятая, попытка революционеров
не достигла цели.
За время его правления выросло новое по-
коление, предъявившее власти суровый счет.
По мнению молодежи, цена проведенных ре-
форм оказалась непомерно высокой. Считая,
что царь обманул свой народ, многие юноши
и девушки решили впрямую обратиться к кре-
стьянам и объяснить им их предназначение:
крестьянская община должна стать основой
справедливого социалистического общества,
в котором не будет места социальному нера-
венству и эксплуатации человека человеком.
Молодые революционеры имели странное
с современной точки зрения этическое по-
буждение: им было
сты дно
жить лучше, чем
простой народ. Народники считали, что по-
«Отказ от исповеди» (1879—
1885), картина И. Е. Репина.
Во второй половине XIX века
появилось немало произведений
искусства, изображавших
революционеров с сочувствием
и даже состраданием.
Библиотека мемуаров
Н А К А ЗА Н И Е М И Л О С Е Р Д И ЕМ ?
Сохранился рассказ о том, как юный
наследник престола на вопрос Николая I,
как бы он наказал восставших декабри-
стов, к неудовольствию отца ответил: «Я
бы их простил». Став царем, Александр I
не отличался милосердием: чаще он уже-
сточал, а не смягчал приговоры, выне-
сенные судами революционерам.
Между тем, мотив прощения преступ-
ников возник после трагических событий
марта 1881 года. К новому царю Алексан-
дру III обратились два выдающихся об-
щественных деятеля — философ Влади-
мир Соловьев, сын историка Сергея Ми-
хайловича Соловьева, и писатель Лев
Толстой. Их позиции были близки друг
другу: с революционными идеями надо
бороться духовно, и потому русский пра-
вославный царь, руководствуясь словом
Христовым, должен простить злоумыш-
ленников.
Это обращение не
имело последствий —
если не считать того,
что Соловьеву царь
впредь запретил вы-
ступать с публичными
лекциями. В итоге на-
чало правления Алек-
сандра III, как и всту-
пление на престол его
деда Николая I, озна-
меновалось пятью ви-
селицами.
..
лученные ими образование и материальные
средства они
обязаны были
направить на улуч-
шение положения рабочих и крестьян, стра-
давших под гнетом жестокой эксплуатации.
Коль скоро государство отказывалось все-
рьез заниматься восстановлением социальной
справедливости, то делать это, невзирая ни на
что, надлежало просвещенному меньшинству.
Религиозный философ
Владимир Сергеевич Соловьев.
Император Александр II.
Фотография 1878 года.
О т п р о п а га н д ы к тер р о р у
Руководствуясь такими побуждениями, око-
ло трех тысяч молодых людей — в основном,
студентов — весной 1874 года отправились в
деревню проповедовать крестьянам социали-
стические идеалы. Движение охватило более
50-ти губерний, что с сочувствием было вос-
принято образованной частью общества. Од-
нако крестьяне в массе своей оказались глухи
к доводам пропагандистов. Последовали мас-
совые аресты, так что большая часть агитато-
ров попала в руки жандармов.
Правительство Александра II жестоко рас-
правилось с недовольными. Согласно букве
закона, подавляющее большинство аресто-
ванных не успели совершить никаких престу-
плений, но просто так отпустить их власти не
хотели. Более того, они решили преподать об-
ществу наглядный урок, подготовив осенью
1877 года большой «процесс 193-х». При этом
часть арестованных пропагандистов из-за су-
ровых условий содержания до суда просто не
предыдущая страница 18 070. Александр II читать онлайн следующая страница 20 070. Александр II читать онлайн Домой Выключить/включить текст