Александр II
I
«Двух станов не боец, а только гость случайный»
Алексей Константинович Толстой (1817— 1885)
Граф Алексей Константинович Толстой в юности относился к числу петербургской «золотой мо-
лодежи», занятой светской жизнью и лишь числившейся на службе. Сверстник цесаревича, он не-
изменно пользовался расположением Александра II и при его воцарении мог бы сделать неплохую
карьеру. Однако в 1859 году, несмотря на увещевания многих своих друзей и самого императора,
Толстой покинул Петербург и, живя в своих имениях Красный Рог, на современной Брянщине, и
I I
Пустынька под Петербургом, всецело посвятил себя литературной деятельности.
Между тем, он проявлял задатки блестящего публициста и мог бы стать лидером любого из
существовавших тогда общественных течений. Но в том-то и дело, что Алексей Константинович чув-
ствовал себя «белой вороной» и не желал примыкать ни к одному политическому лагерю. Являясь
одним из творцов знаменитого Козьмы Пруткова, он сотрудничал с журналом «Современник» и по-
зволял себе выступать с ироничными поэмами («Сон Попова», «История государства Российского от
Гостомысла до Тимашева»), в которых довольно едко высмеивал и либералов, и консерваторов.
Многие его высказывания прекрасно вписываются в исторический контекст второй российской
«перестройки» и «демократической» эпохи 1980—1990-х годов. Чего, например, стоит его письмо
Александру II 1860 года! В нем Толстой обращается к царю с призывом остановить разрушение
памятников средневековой культуры, совершаемое невежественными, но высокопоставленными
деятелями церкви. Его послание, разумеется, не имело никаких последствий.
Помимо тонкой лирики, в большинстве своем положенной на музыку, писатель известен своими литературно-исторически-
ми сочинениями — прежде всего, романом «Князь Серебряный» и драматической трилогией, посвященной событиям XVI — на-
чала XVII веков («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»).
Поэт, защитник крестьян
Николай Алексеевич Некрасов (1821- -1877)
Писатель Николай Алексеевич Некрасов, современной литературной модой смещенный в
разряд второстепенных авторов, при жизни пользовался огромной популярностью у демокра-
тической общественности. Его смерть стала потрясением для тысяч людей, так что его похороны
превратились в политическую демонстрацию.
Некрасов в своем позднем творчестве пытался описать крестьянскую жизнь глазами самих кре-
стьян. Особое место в его творчестве заняла поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1876), в которой
он отправил своих героев — крестьян-странников — в путешествие по пореформенной России
с целью отыскать ответ на поставленный в заглавии поэмы вопрос. В ней, в частности, содер-
жится знаменитая, процитированная многие тысячи раз характеристика крестьянской реформы:
«Распалась цепь великая, распалась — расскочилася: одним концом по барину, другим по мужи-
ку!.
.» Впрочем, чаще для благозвучия диалектное «расскочилася» меняют на «и ударила».
..
Некрасова, издателя журнала «Современник», не постигла участь Чернышевского, его ближай-
шего соратника, отправленного на каторгу за мнимое подстрекательство к крестьянскому бунту,
однако ему приходилось постоянно испытывать жесткое давление со стороны властей, в 1866 году,
после выстрела Каракозова, все-таки закрывших неблагонадежный некрасовский журнал. Через два года ему удалось, возглавив
журнал «Отечественные записки», вернуться к активной общественной деятельности.
Своим творчеством Некрасов надеялся обратить внимание властей на бедственное положение крестьянства и тем самым по-
будить к продолжению реформ. Призыв этот так и не был услышан.
предыдущая страница 27 070. Александр II читать онлайн следующая страница 29 070. Александр II читать онлайн Домой Выключить/включить текст