Александр
ПІ
нике престола качества, нужные
командиру. С другой стороны,
он хотел, чтобы сын ощущал
себя прежде всего человеком,
а лишь потом государем. Эта
мысль содержалась в стихах,
сочиненных поэтом Васили-
ем Андреевичем Жуковским на
рождение Александра. Возможно,
это сыграло свою роль в том, что
именно ему Николай I доверил воспита-
ние наследника престола.
Поэт отнесся к порученному делу очень от-
ветственно. Тщательно изучив труды крупней-
шего в те годы швейцарского педагога Ио-
ганна Песталоцци, он разработал 12-летний
план воспитания цесаревича, включавший в
себя знакомство с основами наук и совре-
менными языками (французским, английским,
немецким, польским), а также классическое
< Великий князь
Николай Павлович,
портрет работы
О. А. Кипренского
(1816).
Великая
княгиня
Александра
Федоровна,
портрет работы
Ж. А. Беннера (1821).
ем; с 7 до 12 часов — учебные занятия с часо-
вым перерывом на отдых; с 12 до 14 часов —
прогулка; после обеда с 15 до 17 часов — отдых,
игры, прогулка; с 17 до 19 часов — вновь учеб-
ные занятия; с 19 до 20 часов — гимнастика или
подвижные игры; с 21 до 22 часов — обозрение
прошедшего дня с наставником и писание днев-
ника; в 22 часа — сон.
В конце каждого учебного года
Александра и его товарищей ожи-
дали экзамены, а затем, в июле-
августе, — трехнедельные кани-
кулы. В это время больше внима-
ния уделялось военному делу,
играм и чтению литературы.
Внешне все протекало бла-
гополучно: Александр успешно
сдавал экзамены, на радость от-
цу осваивал военную науку. Но это
была лишь видимость.
..
образование.
Программа Жуковского состояла из трех
частей —■
«Приготовления к путешествию»
(8— 13 лет), собственно «Путешествия» (13—
18 лет) и «Окончания путешествия» (18—
20 лет). На стадии начального образования
давались основы наук и прививались необ-
ходимые практические навыки. Затем насту-
пала пора неглубокого, но обширного по чис-
лу предметов знакомства с основными гума-
нитарными и естественными науками. Третья
часть предусматривала совершение озна-
комительной поездки по России и изучение
классической литературы.
Николай I в целом одобрил замысел Жуков-
ского, однако приказал исключить из програм-
мы изучение древних языков. Для того чтобы
наследнику престола было веселее осваивать
науки, в компанию к нему подобрали двух
сверстников с тем расчетом, чтобы один из
них (Иосиф Виельгорский) учился несколь-
ко лучше, а другой (Александр Паткуль) —
несколько хуже, чем Александр Николаевич.
Таким образом, царевичу было с кого брать
пример, но при этом он не чувствовал себя
ущемленным.
В течение десятилетия жизнь воспитанников
подчинялась жесткому расписанию, изменяв-
шемуся лишь в мелочах: в 6 часов утра — подъ-
>
З а кулисами
П РИ Р О Ж Д Е Н Н Ы Й К О М А Н Д И Р ?
ского корпуса, а 7 (19) января 1828 го-
да — произвели в подпоручики.
Это лишь небольшая часть длинного
списка подобных назначений. Большей
частью они имели лишь символиче-
ское значение, однако порождали чув-
ство личной сопричастности будущего
царя к «приписанным» ему подразде-
лениям. По крайней мере, мальчику в
обязательном порядке шили мундиры
всех «подшефных» полков, в которые
он время от времени облачался.
Александру Николаевичу повезло
с военным наставником: Карл Карло-
вич Мердер был человеком тактичным
и при этом умевшим проводить соб-
ственную линию, не подлаживаясь да-
же под царя. Все знавшие его люди от-
зывались о нем только в восторжен-
ных выражениях. Известие о смерти
«бесценного Карла Карловича» 24 мар-
та (5 апреля) 1834 года явилось для на-
следника престола глубо-
ким потрясением.
Тем не менее «военной
косточкой» Александр II так
и не стал.
..
і
«Цесаревич Александр
с кадетами в Петергофе»,
акварель А. П. Брюллова
(1823).
Великие князья, а наследник престо-
ла тем более, с младенчества опреде-
лялись на военную службу. Александр
Николаевич через 10 дней после рож-
дения был объявлен формальным ше-
фом лейб-гвардии Гусарского полка.
По мере его взросления такого рода
«приобщение» к военному делу приня-
ло лавинообразный характер.
19 (31) декабря 1825 года наследник
престола был назначен шефом лейб-
гвардии Павловского полка, а 30 де-
кабря (11 января 1826 года) — и за-
одно канцлером Александровского
университета в Финляндии. 30 авгу-
ста (11 сентября) 1826 года он возгла-
вил Польский 1-й конноегерский полк,
а 20 октября (1 ноября) 1827 года стал
атаманом всех казачьих войск и шефом
атаманского Донского полка.
25 июня (7 июля) 1827 года Алексан-
дра зачислили в списки кадет 1-го кадет-
предыдущая страница 7 070. Александр II читать онлайн следующая страница 9 070. Александр II читать онлайн Домой Выключить/включить текст