Жизнь и эпоха
I
Устранение конкурентов
Д о г о в о р с ж ел езн о д о р о ж н и к ам и
В 1860-е годы, на заре развития нефтяной
промышленности, существовало множество
мелких нефтяных компаний с головным офи-
сом на побережье или в пенсильванской глу-
бинке. Эти компании лихорадочно стреми-
лись захватить в свои руки как можно больше
открытых в Пенсильвании нефтяных полей.
Цены на нефтяном рынке оставались неста-
бильными, и поэтому многие банки отказыва-
лись финансировать нефтедобывающие ком-
пании. Зная об этом, Рокфеллер пытался най-
ти индивидуального инвестора.
Он обратился за помощью к миллионеру
Стивену Харкнессу. Тот согласился финанси-
ровать нефтяную компанию при условии, что
Рокфеллер примет на работу одного из род-
ственников Харкнесса — Генри Флеглера —
и назначит его на пост финансового директо-
ра компании. Рокфеллер уже имел дело с этим
предпринимателем, когда торговал с ним пше-
ницей. Будучи высокого мнения о деловых ка-
чествах Флеглера, он с готовностью принял
условия Харкнесса.
Вскоре стараниями Флеглера доходы компа-
нии значительно выросли, а у Рокфеллера по-
явился надежный помощник, его правая рука.
В 1867 году компания Рокфеллера в очеред-
ной раз сменила имя, получив название «Рок-
феллер, Эндрюс и Флеглер».
Прежде всего, бизнесмены постарались со-
кратить затраты на транспортировку. Пен-
сильвания, расположенная между Кливлен-
дом и крупными городами Восточного по-
бережья, обладала обширными нефтяными
полями, вблизи которых многие компании по-
строили свои нефтеперегонные заводы. Неф-
тепромышленники из Кливленда, к числу ко-
торых относился и Рокфеллер, находились в
худшем положении: им, в отличие от разме-
стившихся в самой Пенсильвании конкурен-
тов, приходилось оплачивать перевозку неф-
ти. В то время через Пенсильванию проходило
три железнодорожные ветки, соединявшие ее
с большими городами — потенциально круп-
ными потребителями. Рокфеллер и его дело-
вые партнеры нашли способ, позволивший им
получить преимущество перед другими неф-
тяными компаниями.
Рокфеллер подписал контракт с «Нью-Йорк
сентрал рейлроуд», по которому нефтяная
компания гарантировала ежедневную пол-
ную загрузку 60 цистерн с нефтью, а взамен
получала почти 30-процентную скидку на пе-
ревозки. Одновременно Рокфеллер приоб-
рел 25 процентов акций трубопроводной
компании, являвшейся дочерней фирмой
«Эри рейлроуд». Это позволило ему получить
скидки пропорционально имеющемуся у не-
го количеству акций как при железнодорож-
ных перевозках, так и при транспортировке
нефти по трубам.
Таким способом кливлендскому предприни-
мателю удалось решить проблемы, вызванные
относительно неудобным географическим по-
Здание «Стандарт ойл», построенное
в
1886
году.
ложением его заводов, и не просто сохранить
ведущее положение на рынке, но и диктовать
цены на нефть. Началась продолжавшаяся не-
сколько лет ожесточенная война между неф-
тяными компаниями, в ходе которой многие
из них разорились.
Флеглер предложил объединить капиталы
держателей акций. С помощью такой мощной
объединенной фирмы он предполагал поло-
жить конец дезорганизованному соперниче-
ству между мелкими компаниями.
-*• Генри Флеглер. Без его
организаторского таланта успех
«Стандарт ойл» был бы невозможен.
Р о ж д ен и е « С т а н д а р т о й л »
В соответствии с идеей Флеглера 10 янва-
ря 1870 года была создана компания «Стан-
дарт ойл». Джон Рокфеллер стал ее прези-
дентом, его брат Уильям Рокфеллер — вице-
президентом, а Флеглер — финансовым и
административным управляющим. Капитал,
которым располагала «Стандарт ойл», превос-
ходил капитал любой другой нефтяной компа-
нии. В год создания и в следую-
щем году прибыли новой ком-
пании возросли — несмотря
на падение цен на керосин.
<
Железные дороги во второй половине
XIX века сыграли роль кровеносной
системы капиталистической экономики.
предыдущая страница 11 076. Джон Рокфеллер читать онлайн следующая страница 13 076. Джон Рокфеллер читать онлайн Домой Выключить/включить текст