Горацио Нельсон
! За кулисами
В О Е Н Н Ы Е С УД А П А РУ С Н О Й ЭП О ХИ
Во времена Нельсона, в конце XVIII — начале XIX века, военные и
гражданские суда являлись парусниками.
Военные корабли той эпохи подразделялись на линейные и вспо-
могательные. Они делились также на шесть классов — с 1 -го по б-й —
в соответствии с огневой мощью. Корабли от первого (более 100 ору-
дий) до четвертого классов (более 50 орудий) относились к числу
линкоров (иногда к ним относили только суда 1, 2 и 3-го классов, во-
оруженные не менее чем 64 орудиями). Среди вспомогательных ко-
раблей наиболее крупными являлись фрегаты. Используя свои ско-
ростные качества, они проводили разведку или нападали на торго-
вые суда. Поэтому фрегаты четко отделялись от линейных кораблей,
основным предназначением которых было участие в морских сра-
жениях. Существовало неписаное, но строгое правило: линкоры не
должны были открывать огонь по фрегатам и другим вспомогатель-
ным судам.
Морские офицеры начинали свою карьеру со службы на кораблях
низших классов, а затем постепенно переходили на более мощные су-
да, и, прежде чем стать адмиралом, успевали, таким образом, побы-
вать в качестве командиров на кораблях всех типов. Нельсон снача-
ла командовал бригом «Бэджер», маленьким судном с двумя мачтами.
Позже он стал капитаном фрегата «Хинчинбрук» и трех других судов
того же класса, а в 1793 году получил под свое командование «Ага-
мемнон», линейный корабль 3-го класса с 64 орудиями. В 1796 году
адмирал Джервис назначил 37-летнего Нельсона командующим эска-
дрой. В своем последнем сражении при Трафальгаре Нельсон был
уже вице-адмиралом и командующим английским Средиземномор-
ским флотом, в состав которого входили 34 линейных корабля.
«Агамемнона», погнался за отставшим от ко-
лонны французским тяжелым линкором «Са
ира» и едва не потопил его.
Французские суда, заметив опасность, по-
вернули назад, чтобы защитить «Са ира». На
следующий день началось сражение между
двумя флотами. Англичане уничтожили из-
рядно поврежденный накануне корабль «Са
ира», а также еще два прибывших ему на по-
тэм неожиданно отдал приказ остановить-
ся, заявив, что трех потопленных кораблей и
так более чем достаточно. Нельсон был глу-
боко разочарован. Он не понимал, почему
английский флот так легко упускает отлич-
ную возможность получить полное превос-
ходство в Средиземном море.
Под началом Д ж ервиса
^ На линейном корабле
мощь французских судна. Английские ко-
рабли были готовы броситься в погоню за
отступавшим противником, но адмирал Го-
В октябре 1793 года англичане
при поддержке неаполитанцев и
испанцев завязали морское сражение
с французами с целью захватить
Тулон. Одновременно английские и
контрреволюционные французские
.войска ударили по Тулону с суши.
В Италии французы под командованием
Бонапарта к тому времени уже добились
крупных успехов. Они вторглись в Северную
Италию, вытеснив оттуда австрийские вой-
ска. В ноябре 1795 года адмирал Готэм был
смещен со своего поста, и английский Сре-
диземноморский флот возглавил более ре-
шительный человек
адмирал Джон Джер-
вис.
В январе 1796 года наш герой познако-
мился с ним на борту флагманского корабля
«Виктори». Джервис, зная о мужестве Нель-
сона, поручил ему командовать эскадрой
из двух линкоров и четырех фрегатов. К то-
му времени ситуация на Средиземном море
складывалась совсем не в пользу Англии.
имелось две или три пушечные
палубы. Его корпус строили из
толстых досок, чтобы сделать
его более прочным, способным
выдерживать огонь вражеских
орудий.
А На фрегате имелась только
одна пушечная палуба, а сам
корабль был очень легким.
Фрегаты использовали для
разведки или нападения на
торговые суда.
предыдущая страница 10 090. Горацио Нельсон читать онлайн следующая страница 12 090. Горацио Нельсон читать онлайн Домой Выключить/включить текст