Никола Тесла
ных экспериментов и усовершенствований.
Полностью отдаваясь любимому делу, моло-
дой человек максимально сократил время на
отдых
около пяти часов в сутки, из них не
более двух-трех уходило на сон. Это привело
к сильнейшему переутомлению и, как след-
ствие этого, к редкому нервному заболева-
нию
обострившейся чувствительности всех
органов чувств: малейший шорох восприни-
мался как громкий шум, а легкое касание от-
давалось страшной болью. Врачи объявили
молодого инженера безнадежно больным и
пророчили скорую смерть.
Тесла не желал принимать приговор и, да-
же находясь в полубреду, конструировал про-
ект своего электродвигателя. Ему казалось,
что решение уже находится в его голове, надо
лишь ухватить его. Через несколько месяцев,
вопреки всем прогнозам, болезнь отступила, а
вслед за этим он нашел решение задачи.
В электродвигателе Тесла применил то, что
позднее назвали вращающимся магнитным
полем. Он первым использовал его для по-
лучения переменного тока. Еще в первой по-
ловине XIX века французский физик Доми-
ник Франсуа Араго экспериментировал с вра-
щением магнита при помощи медного диска.
В 1881 году на Всемирной выставке в Пари-
же инженер Марсель Депре получил награду
за опыт, доказывающий, что двигатель спосо-
бен работать и без коллектора: аналогичную
идею предложил в студенчестве и Тесла. Но-
ваторские идеи Депре не получили реализа-
ции из-за недостаточной их проработки. Мож-
но назвать и других ученых, проводивших экс-
перименты с вращающимся магнитным полем,
аналогичные опытам Теслы,
итальянского
физика Галилео Феррариса (1885), американ-
ского инженера Чарльза Брэдли (1887). Оба
они пользовались трансформаторами пере-
менного тока, которые инженеры Джон Гиббс
и Люсьен Голар сделали в середине 1880-х го-
дов, продав свое изобретение американцу
Джорджу Вестингаузу. С последним Никола
Тесла будет поддерживать тесные деловые от-
ношения. В трансформаторе Гиббса
Голара,
однако, присутствовал тот самый коллектор,
от которого хотел отказаться Тесла. Позднее,
узнав о концепции своего сербского коллеги,
Феррарис признал: «Разработки
Теслы намного глубже моих».
Естественно, обилие схожих
разработок делал острым вопрос
о приоритете. Молодой изобре-
татель не избежал упреков в не-
оригинальное™ и «очевидности»
своего открытия. Мало кто сра-
зу сумел оценить всю новизну но-
вого двигателя. Лондонский про-
фессор физики Сильванус Томп-
сон, один из самых оригинальных
исследователей
электричества
своего времени, написал, что Тес-
ла опередил своих коллег, по-
скольку открыл «новый метод
электрической передачи энер-
гии». Сам изобретатель считал
так: «Я сознаю, что уже не ново
вращать мотор, периодически из-
меняя полюса одного из элемен-
тов.
.. В таких случаях я использую настоящий
переменный ток, и мое изобретение состоит
в открытии модели или метода использова-
ния такого тока». Впоследствии окружной суд
американского штата Коннектикут признал,
что первое описание двигателя, работающе-
го на переменном токе, было сделано именно
Теслой на его лекции в Американском инсти-
туте инженеров-электриков в 1888 году и что
именно он создал первый действующий меха-
низм такого рода.
ж
Автоматическая лодка
(«телеавтомат»), первый в мире
механизм с дистанционным
управлением. Никола Тесла получил
патент на нее в 1898 году.
▼ Один из первых индукционных
моторов Теслы. Его демонстрация
прошла в Американском
институте инженеров-электриков
Колумбийского университета 16 мая
1888 года.
предыдущая страница 8 093. Никола Тесла читать онлайн следующая страница 10 093. Никола Тесла читать онлайн Домой Выключить/включить текст