Платон
Библиотека мемуаров
СОКРАТ В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ ПЛАТОНА
Несомненно, Диалоги Платона относятся к числу
наиболее знаменитых сочинений эпохи античности.
Особенно интересными эти творения делает образ
Сократа, который предстает перед читателем идеаль-
ным философом, неустанно стремящимся добрать-
ся до истины, скрытой под многочисленными слоя-
ми нелогичных посылок. При этом Диалоги писали и
многие другие философы той эпохи — например, Ксе-
нофонт и Симон, и в их работах тоже рассказывает-
ся о Сократе.
Иными словами, диалог был ведущей литератур-
ной формой в философии того времени. Однако со-
временники Платона изображали Сократа не так, ка-
ким его рисует Платон. В комедии древнегреческого
драматурга Аристофана «Облака» Сократ выведен со-
фистом, который, как все софисты, берет с учеников
<
Аристофан, крупнейший античный комедиограф.
деньги за обучение. Подобные заявления заставля-
ют историков задаваться вопросами: кем же был Со-
крат на самом деле? И насколько реален Сократ, опи-
санный Платоном?
Как мы знаем, Платон глубоко преклонялся перед
своим наставником и, как мог, прославлял его в сво-
их работах. Большинство исследователей сомнева-
ются в том, что Сократ был именно таким, каким его
описал Платон. Однако Аристотель в своих сочинени-
ях утверждает, что образ Сократа в ранних Диалогах
Платона максимально приближен к действительно-
сти. С этим нельзя не считаться, поскольку у Аристоте-
ля не было оснований лгать, но надо иметь в виду, что
этот знаменитый философ родился через 15 лет после
смерти Сократа и никогда не видел его воочию.
Так или иначе, но Сократ, появляющийся в Диалогах
зрелого и позднего периодов, говорит уже не «от се-
бя», но озвучивает мысли самого Платона.
уникально. Так что же такое «дерево» на самом
деле? Платоновская теория идей утверждает,
что все деревья в в материальном мире
ко-
пии «дерева», существующего в идеальном со-
стоянии. Подходя к этому философскому уче-
нию, важно помнить, что сегодня мы знаем на-
много больше о природе деревьев
о том,
как они растут, сколько существует пород де-
ревьев, о том, что они, как и все прочее в ми-
ре, состоят из молекул, но в древние времена
люди не знали о том, как различные вещи ста-
новятся тем, чем они есть.
Например, существует огромное количе-
ство разнообразных видов столов, но что та-
кое «стол»? Бывают большие и маленькие,
красивые и уродливые вазы, но что такое «ва-
за»? Платон сформулировал подкатегории для
различных видов одного и того же предмета
▼ Карта Древней Греции. Красным цветом обозначены
центры формирования греческой цивилизации, желтым —
области греческой колонизации на побережье Средиземного
и Черного морей.
по формам
большой предмет или малень-
кий, красивый или нет, высокий или низкий.
Философские размышления Платона о предме-
те создали новый подход к определению того,
каким образом проявляют себя предметы ма-
териального мира. Таким образом, философия
Платона пыталась по-новому объяснить проис-
хождение вещей.
Платоновские Диалоги зрелого периода ста-
вили также вопросы о бессмертии, о морали,
об искусстве, о любви. Говоря о бессмертии,
Платон утверждал, что души людей существо-
вали задолго до их появления на свет и хра-
нят в себе весь опыт, накопленный в преды-
дущих жизнях. Таким образом, философ был
сторонником пифагорейского учения о пере-
воплощении душ. В вопросе о морали Платон
исходил из того, что душа человека состоит из
трех частей
разумной, волевой и чувствен-
ной,
и создавал в своих Диалогах ситуации,
при которых они приходили в конфликт друг с
другом. Это особенно ярко заметно в диалоге
«Государство», где он подробно описывает то,
что пагубно для души: несправедливость, бес-
честие, алчность и тому подобное. Критикуя
современное ему искусство, Платон заключа-
ет, что поэзия и изобразительное искусство
лишены того, что можно назвать «высоким»:
они пробуждают лишь низменные чувства и
создают вымышленные, далекие от реально-
сти, образы.
▼ Торс древнегреческой статуи,
найденный на территории
современной Турции. Платон
критиковал древнегреческое
искусство, обращенное к
красоте форм человеческого
тела, но ничего не дающее уму.
ЕШ
предыдущая страница 12 095. Платон читать онлайн следующая страница 14 095. Платон читать онлайн Домой Выключить/включить текст