Жизнь и эпоха
Идеальное государство?
Выдаю щ ийся труд Платона
Принято считать, что Платон начал писать
свой самый знаменитый диалог «Государство»
около 380 года до н. э. и работал над ним при-
мерно двадцать лет. За это время он написал
довольно много других Диалогов, но посто-
янно возвращался к «Государству», одному из
важнейших своих трудов. В нем Платон изло-
жил свои политические представления.
Как и во многих других своих Диалогах, глав-
ным действующим лицом в каждой из десяти
книг «Государства» выступает Сократ. Среди
других персонажей Платон вывел своих бра-
тьев Главкона и Адиманта, а местом для дис-
куссии выбрал дом афинского философа По-
лемарха, отец которого, Цефал, был родом из
Сиракуз. Братья Платона играют в диалогах
важную роль и совместно с Сократом пытают-
ся дать удовлетворительное определение за-
конности. Основная позиция Сократа
луч-
ше жить справедливо, чем жить несправед-
ливо
проходит красной нитью через все
повествование.
Поиски определения законности
В первой книге софист Фрасимах обсужда-
ет с Сократом определение законности. Фра-
симах полагает, что законы устанавливаются
по «праву сильнейших», то есть правителей
города, и потому данные ими законы нужно
принимать как воплощение справедливости.
Смущенный этими словами Сократ спрашива-
▼ Фемида, древнегреческая богиня
правосудия.
ет Фрасимаха: что он подумает о правителе, если тот издаст закон, не вы-
годный ему самому, и можно ли его после этого по-прежнему считать спра-
ведливым правителем? Фрасимах отвечает, что тот не должен допускать по-
добных ошибок.
Услышав это, Сократ начинает сравнивать правителей с людьми дру-
гих профессий и спрашивает Фрасимаха: можно ли художника считать
настоящим художником, если он хорошо выполняет свою работу и раз-
бирается в живописи? Фрасимах отвечает утвердительно. Тогда Сократ
замечает, что, если принять определение законности, данное Фрасима-
хом, то сильный правитель, издавший единственный невыгодный для не-
го закон, уже не может считаться справедливым правителем и все соз-
данные им законы не могут считаться законами. Более того, если чело-
век хорошо справляется с работой, потому что хорошо знает свое дело,
Аристотель, ученик Платона, ставший одним из его критиков.
Ключевая фигура
АРИСТОТЕЛЬ
то можно судить о правителе по тому, насколько хорошо он знает, что та-
кое править. Это позволяет Сократу сделать
замечание, что человека нужно готовить на
роль правителя и что справедливые законы,
созданные правителем, должны приносить
больше пользы, чем сам справедливый пра-
витель как таковой.
Аристотель однажды сказал: «Любой
оплаченный труд накапливается и раз-
рушает сознание». Последователь тра-
диций своего наставника Платона, этот
великий древнегреческий философ пе-
ренял от него многие представления о
том, как следует учить других мудрости
и знанию.
Главным достижением Аристотеля в
развитии древнегреческой философии
стало применение логики и систематики.
Он также отошел от привычных для его
предшественников тем и погрузился в
различные области знания — зоологию,
ботанику, астрономию, географию, мете-
орологию, физику. В каждой из этих сфер
он проводил углубленные исследования
и оставил огромный запас знаний, кото-
рые ученые продолжали использовать
на протяжении столетий. Даже в Сред-
ние века научный авторитет Аристотеля
был непререкаем. От многих его науч-
ных теорий ученые начали отказываться
только в эпоху Нового времени, причем
отказ от них в глазах католической церк-
ви был равносилен ереси.
Аристотель являлся не только вели-
ким философом, но и прославленным
наставником царей. Родившийся в Хал-
киде, на территории древней Македо-
нии, он восемнадцатилетним юношей
пришел в Афины и целых двадцать лет,
до самой смерти Платона, обучался в
его Академии. Позже Аристотель путе-
шествовал по Малой Азии, ища там со-
юзников по приказу македонского ца-
ря Филиппа. В 343 году до н. э. он стал
наставником царского сына Алексан-
дра. Аристотель обучал также Птоле-
мея и Кассандра, ставших позже прави-
телями Египта и Македонии. После воз-
вращения в Афины в 335 году до н. э.
он организовал Ликей (Лицей), в кото-
ром основал перипатетическую школу,
названную так из-за того, что учитель
вел беседы с учениками во время про-
гулок. Аристотель преподавал в Ликее
до 323 году до н. э., оставив это заня-
тие лишь за год до своей смерти. Наря-
ду с Сократом и Платоном он относится
к числу величайших философов в миро-
вой истории.
предыдущая страница 13 095. Платон читать онлайн следующая страница 15 095. Платон читать онлайн Домой Выключить/включить текст