Платон
Закон как порождение страха
Во второй книге представлены аргументы
братьев Платона Главкона и Адиманта. В част-
ности, Главкон делает предположение, что ни
один человек не станет вести жизнь по спра-
ведливости, если он уже творил несправед-
ливость. В подтверждение своих слов он при-
водит легенду о герое Гиге, сыне Лида. Тот
однажды завладел кольцом, делавшим его не-
видимым, что позволяло ему карать неспра-
ведливых. Но однажды Гиг невидимым про-
брался во дворец, соблазнил царицу и убил
царя, после чего сам сел на престол, хотя ни-
кто не понимал, как ему это удалось. Беззако-
ние Гига осталось безнаказанным, и Главкон
замечает, что любой человек поступил бы так
же, представься ему такая возможность. Вот
почему закон должен стоять на первом ме-
сте, чтобы наказывать тех, кто поступает не-
правильно. Людьми движет не страх перед
поступком, но страх перед наказанием. Закон-
ность, таким образом, есть порождение это-
го страха.
Законность как результат порядка
В книгах со второй по четвертую Сократ
ищет определение законности, но так и не
приходит к конкретному выводу. Вместо это-
го он широкими мазками рисует картину пра-
восудия. Он утверждает, что закон не являет-
ся природным продуктом человеческой души,
что законность опирается на мудрость, уме-
▼ Философ обучает царя игре в шахматы. Средневековая
иллюстрация. Вопреки надеждам Платона, философы редко
становились правителями. В лучшем случае последние иногда
советовались с философами по вопросам государственной
важности.
ренность и храбрость. Когда этими качествами
обладают все граждане города, для управле-
ния им нет необходимости в законах, посколь-
ку и без этого каждый его житель наилучшим
образом исполняет свои обязанности, будь он
солдат, ремесленник или правитель. Если че-
ловек от рождения привержен к добру, он бу-
дет прилагать все усилия к тому, чтобы поддер-
живать порядок в своей душе, без чего нельзя
проявить свои хорошие качества.
Символ пещеры
В седьмой книге появляется знаменитый
«символ пещеры», с помощью которого Пла-
тон пытается определить истинную природу
знания. Философ сравнивает обычных людей
с пленниками, томящимися в оковах в длин-
ной пещере, в которую издалека доходит сла-
бый свет. Они получают информацию о про-
исходящем во внешнем мире только по отра-
▼ Встреча философа Диогена
с Александром Македонским.
Философ демонстрирует
царю-покорителю мира, что
счастливым может быть только
неимущий.
жающимся на стене теням проходящих мимо
людей и проносимых ими предметов. Фило-
соф, на взгляд Платона, — это человек,
чивший возможность увидеть, что в
тельности представляют собой
ни которых он прежде
пещеры. Этот образ
тоновское учение об идеях:
меняются, но неизменяемыми,
ными и совершенными остаются лишь
предметов.
предыдущая страница 14 095. Платон читать онлайн следующая страница 16 095. Платон читать онлайн Домой Выключить/включить текст