Платон
ТЕМЫ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Образы Платона
В
Диалогах зрелого периода, счи-
тающихся вершиной его творче-
ства, Платон излагает ряд теорий, ка-
сающихся сути философского знания.
Они были призваны объяснить, на-
пример, как именно объекты физиче-
ского мира соотносятся с миром идей,
какова истинная природа познания,
как должно управляться государство.
Платон создавал богатые образы, по-
могавшие ему донести свое мировос-
приятие до окружающих, а о его под-
ходах в области метафизики и гносео-
логии продолжают спорить и поныне.
Метафизика
В метафизических работах Платон пы-
тался создать учение о том, что все су-
щее приобретает свой истинный облик
лишь в мире идей. Эта теория до сих
пор вызывает споры о том, существует
или нет описанная философом идеаль-
ная форма предметов. Очень интересна
идея андрогина — будто бы некогда су-
ществовавшего вида двуполых людей.
Другой проблемой, занимавшей мысли-
телей после Платона, в том числе Ари-
стотеля, был вопрос о том, каким обра-
зом идеальная форма может порождать
огромное разнообразие отдельных ве-
щей. Например, форма яблока пред-
ставлена в миллионах различных очер-
таний яблок: каждое из них уникально,
даже если его отличия от других яблок
минимальны.
Платоновская теория познания
Платон был одним из первых фило-
софов, глубоко разработавших ори-
гинальную гносеологию (теорию по-
знания). Мыслитель пытался понять,
как мы узнаем то, что знаем, и пришел
к выводу, что знание есть не только
то, чему нас учат, но и то, что человек
способен извлечь из своей памяти.
Платон создавал образы, облегчав-
шие понимание его теорий для обыч-
ного читателя. Один из них называ-
ют «метафорой Солнца». С ее помо-
щью философ объяснял, что из всех
наших органов чувств зрение един-
ственное требует для нормальной ра-
боты посредника: такую роль игра-
ет солнечный свет. Платон, развивая
свою мысль, сравнивает существую-
щее в идеальном мире добро с сол-
нечным светом, помогающим нам по-
нять реальный мир, а без понимания
добра мы жили бы в потемках.
Метафору теней Платон использует
и в своем «Символе пещеры», чтобы
показать, что невежественные люди
воспринимают мир так же, как узни-
ки пещеры: они видят лишь тени от
предметов на стене, смотреть на ко-
торую они обречены в течение всей
своей жизни. Только после того как
эти люди откроют для себя мир фило-
софии, они смогут увидеть мир идей,
содержащий реальные формы, созда-
ющие предметы в физическом мире.
Одна из самых ярких метафор Пла-
тона известна как «Лестница любви».
В ней он описывает различные стадии
любви
от самой поверхностной до
самой глубокой. Эти стадии представ-
лены ступенями лестницы и выражают
уровень любви, который может быть
доступен человеку. Самая низшая сту-
пень лестницы
это любовь к кра-
соте тела, далее
любовь ко всем
красивым телам, третья ступень
любовь к красоте души, четвертая
любовь к красоте законов, пятая — к
красоте знания и, наконец, сама кра-
сота как таковая
форма Красоты.
Государство
Платон установил, что душа челове-
ка состоит из трех частей
разума,
воли и чувства. Он перенес эти катего-
рии на сословную структуру общества.
Разум представлен правителями, или
царями-философами; волевое начало
присуще защищающим государство
воинам, а третью
чувственную —
часть человеческой натуры выража-
ют ремесленники, крестьяне, купцы,
то есть люди, поставляющие городу-
государству товары и услуги. Платон
уподобил также каждому сословию
части тела: например, голова
разум,
царь; спина — воля, воин; желудок
чувства, народ. Он часто использовал
идею души как аналог модели идеаль-
ного города-государства. Для Платона
эти понятия были неразрывно связа-
ны друг с другом.
▼ Согласно Платону, заимствовавшему эту идею у пифагорейцев, каждый предмет, существующий в
материальном мире, имеет совершенную форму в идеальном мире. Фигуры на рисунке демонстрируют
идею, заключенную в совершенной форме конуса, куба и сферы.
Е1
предыдущая страница 22 095. Платон читать онлайн следующая страница 24 095. Платон читать онлайн Домой Выключить/включить текст