Платон
пользуется автором для выражения собствен-
ных идей.
В первых Диалогах Платона персонаж по
имени «Сократ» обсуждает этические пробле-
мы с человеком, который считает себя знато-
ком в этой сфере. Сократ задает ему ряд во-
просов, построенных так, чтобы доказать, что
его собеседник на самом деле ничего не зна-
ет об этике. К концу споров стороны так и не
приходят к четкому решению, так что читатель
должен делать выводы самостоятельно. Такая
«незавершенность» характерна для всех ран-
них Диалогов Платона.
Они охватывают различные этические про-
блемы. В диалоге «Евтифрон» Сократ пред-
лагает некому Евтифрону дать определение
благочестия. Тот, намереваясь подать в суд на
своего отца за убийство, объясняет свое на-
мерение благочестием, но Сократ отверга-
ет это объяснение, поскольку это действие
лишь пример благочестия, но не определение
его. Второе объяснение Евтифрона
благо-
честие есть поклонение богам — вновь под-
вергается сомнению, поскольку, как замеча-
ет Сократ, разным богам нравятся различные
способы поклонения. Тогда Евтифрон меняет
свое второе определение: «То, что нравится
всем богам,
это благочестие, а то, что они
ненавидят,
нечестивость». Сократ отвечает
вопросом: «Любят ли боги благочестие пото-
му, что это благочестие? Или благочестие счи-
тается таковым, поскольку оно угодно богам?»
Этот вопрос демонстрирует суть сократовско-
го метода: следующий вопрос задается для то-
го, чтобы выявить содержащуюся в предше-
ствовавшем ему ответе ошибку.
Древняя агора в Афинах. Сократ
часто завязывал на этой торговой
площади споры на самые разные
темы.
▼ Платон размышляет о бессмертии перед бюстом Сократа.
▼ «Смерть Сократа», картина Шарля Альфонса Дюфренуа, французского художника
XVII века.
ВНЕ ПОЛИТИКИ
Платон известен как человек, посвятивший себя развитию фило-
софии. Однако из того, что мы знаем о его ранних годах, следует,
что он на самом деле мечтал стать государственным деятелем. Сре-
ди приписываемых Платону тринадцати писем есть одно — седьмое,
в котором описываются события, имевшие место, когда он достиг
совершеннолетия. Аутентичность письма оспаривается: исследова-
тели не пришли к однозначному мнению, то ли это письмо написа-
но самим Платоном, то ли одним из его учеников, хорошо знавших
жизнь своего наставника. Как бы то ни было, в письме обсуждает-
ся намерение Платона стать афинским государственным деятелем.
Его приглашали в войти в число Тридцати тиранов — аристократи-
ческой группировки, правившей Афинами после поражения от Спар-
ты в 404 году до н. э. Членами группы были два дяди Платона
Кри-
тий и Хармид. Платон не одобрял их политические планы, а потому
решил не примыкать к ним. Уже через год тридцать олигархов бы-
ли свергнуты, после чего интерес Платона к политической деятель-
ности возродился. Однако в 399 году до н. э. Сократа приговорили
к смерти, а Платон был вынужден бежать из Афин: будучи убежден-
ным его приверженцем, наш герой опасался за свою жизнь. Платон
бежал в соседние Мегары, где остановился у Евклида, еще одно-
го последователя Сократа. Это положило конец его политическим
амбициям.
предыдущая страница 8 095. Платон читать онлайн следующая страница 10 095. Платон читать онлайн Домой Выключить/включить текст