Александр Белл
Ф И Л О С О Ф И Я , СТРАСТЬ И ТРАГЕДИЯ
Поиски живого знания
К
огда Александр Белл был еще
маленьким мальчиком, он, бро-
дя по полю, задал себе вопрос: «Мож-
но ли услышать, как растет пшеница?»
В тот же день он, почувствовав себя
потерянным, заплакал и уснул среди
пшеничных колосьев. Позже ученый
вспоминал, что не столько испугался,
сколько был поражен глубиной во-
проса, который задал самому себе.
Белл, от рождения изобретатель-
ный и любознательный, сумел сохра-
нить это состояние души на протя-
жении всей своей жизни. Он был ти-
пичным самоучкой: любил учиться и
учить, но стремился делать это не-
формально.
Став богатым человеком, Белл зани-
мался благотворительностью и счи-
тал своим долгом помогать молодым
изобретателям. Он создавал и под-
держивал научные журналы («National
Geographic»), финансировал исследо-
вательские институты (Смитсонов-
ский институт), защищал права глухих,
создав «Бюро Вольта».
Дело всей жизни
Белл со всей страстью и увлеченно-
стью отдавался работе с глухими. Имея
перед глазами опыт своей матери и же-
ны, он чувствовал себя обязанным по-
стараться улучшить жизнь глухих и тех,
кто имел трудности с речью. Он умело
использовал изобретенную его отцом
систему «видимой речи» и добился
удивительных результатов в этой обла-
сти. Работая в 1867 году в Лондонской
школе для глухих, Белл был пригла-
шен давать частные уроки маленькой
восьмилетней глухой девочке. Он нау-
чил ее говорить «Я люблю тебя, мама»,
ж
Алфавит «видимой речи», изобретенный
Александром Мелвиллом Беллом и исполь-
зовавшийся его сыном для обучения глухих.
причем говорить отчетливо
И ВНЯТНО.
Девочка не слышала, что она говорит,
но это слышала ее мать, сердце кото-
рой переполнялось радостью. Успехи
такого рода Белл считал главными до-
стижениями своей жизни.
В середине XIX века бытовало мне-
ние, что глухого человека нельзя на-
учить разговаривать. Белл был не со-
гласен с этим. Он считал, что если глу-
хого можно научить звукам алфавита,
то почему нельзя научить его связы-
вать эти звуки в слова и предложе-
ния? С присущей ему настойчиво-
стью и великим терпением, он вновь
и вновь доказывал, что глухого можно
научить разговаривать.
Творчество и трагедия
В жизни Белла не раз наступали
темные полосы. Два его брата умер-
ли в молодом возрасте от туберку-
леза, и он ничего не мог поделать с
этим. Подобные трагические потери
Беллу пришлось пережить в своей
жизни еще как минимум дважды, на
этот раз они, помимо великой печали,
подтолкнули Белла к созданию двух
очень полезных изобретений.
Первый случай был связан с амери-
канским президентом Джеймсом Гар-
филдом, тяжело раненным в результа-
те покушения 2 июля 1881 года. Вра-
чам не удавалось найти и извлечь из
его тела пулю. Когда они обратились
за помощью к Беллу, тот разработал
две модели металлоискателя, но, к со-
жалению, опоздал: президент к тому
времени уже умер.
Второй случай касался сына Алек-
сандра Белла. Родившийся внешне
совершенно здоровым, он не мог ды-
шать самостоятельно и скончался спу-
стя несколько часов после появления
на свет. Убитый горем, Белл начал
работать над изобретением, которое
должно было впредь избавить роди-
телей от того горя, которое пришлось
пережить им с Мейбл. Под влияни-
ем этой семейной трагедии Белл изо-
брел вакуумный насос, предтечу со-
временного искусственного легкого.
▼ Александр Белл в конце жизни.
предыдущая страница 22 098. Александр Белл читать онлайн следующая страница 24 098. Александр Белл читать онлайн Домой Выключить/включить текст