Жизнь и эпоха
За границей
А Кикины палаты, первое здание
Кунсткамеры.
А Барон Иоганн Альбрехт Корф,
президент Академии наук с 1734
по 1740 год.
шестнадцати лет; 3) Михайло Ломоносов, кре-
стьянский сын из Архангелогородской губер-
нии, Двиницкого уезда, Куростровской воло-
сти, двадцати двух лет [так в документе]».
Их было решено отправить сначала на два
года «в Марбург, в Гессене, с тем, чтобы они
там усвоили себе начальные основания ме-
таллургии, химии и прочих, относящихся сю-
да наук», после чего им следовало переехать
на учебу в Фрейберг, а затем в Голландию, Ан-
глию и Францию для практического освоения
химии и горного дела.
В июле студенты, получив инструктаж о том,
как вести себя за границей, а также по 300 ру-
блей подъемных, стали ожидать корабля, от-
плывавшего в Германию. На море было неспо-
койно, и лишь 19 сентября Ломоносов с това-
рищами отправился в путешествие.
А Марбург в первой половине
XIX века.
В М ар б ур ге
В начале ноября 1736 года посланцы из Рос-
сии, прибыв в Марбург, познакомились с про-
фессором Христианом Вольфом, ставшим их
куратором. Этому ученому Российская Акаде-
мия наук пересылала деньги на содержание и
обучение командированных студентов. Про-
фессор Вольф проявил немалое терпение: он
понимал, что оказавшимся без бдительного
присмотра родителей и властей молодым лю-
дям трудно удерживаться в рамках благопри-
стойності', но при этом настойчиво поощрял
их интерес к наукам.
Согласно отчету Ломоносова в Академию
наук, его распорядок дня был весьма напря-
женным: помимо занятий в университете,
длившихся с 9 до 17 часов, студент брал уроки
французского языка, фехтования, танцев.
▼ Вид вниз по Неве-реке между
Зимним дворцом и Академией
наук. Картина Е. Г. Виноградова и
Г. А. Качалова с рисунка М. И. Махаева.
Середина XVIII века.
В А к ад ем и ч еск о м ун и ве р си т е т е
В январе 1736 года прибывших из Москвы
студентов зачислили в штат Академии наук.
Им было позволено проживать и столоваться
в академических покоях, но никакого жалова-
ния они не получили.
Вскоре начались занятия, которые проводи-
ли профессор Георг Вольфганг Крафт, препо-
дававший экспериментальную физику, и адъ-
юнкт Василий Ададуров, обучавший «москви-
чей» немецкому языку, математике, истории,
географии и риторике. Занятия велись на ла-
тыни: этот мертвый язык оставался в XVIII ве-
ке языком науки.
Ломоносов, еще в Спасской школе прекрас-
но освоивший латынь, не испытывал в связи с
этим больших неудобств и потому с прежним
энтузиазмом принялся за учебу. Крафт оказал-
ся прекрасным преподавателем. Во время за-
нятий он демонстрировал ученикам физиче-
ские опыты и в этом отношении оказал огром-
ное влияние на молодого Ломоносова.
В Гер м ан и ю !
Занятия в Академическом университете
длились для Ломоносова недолго. Весной то-
го же 1736 года президент Академии наук Ио-
ганн Альбрехт Корф добился от кабинета ми-
нистров решения об отправке в Германию на
учебу студентов, владевших латинским и не-
мецким языками. Им предстояло изучить хи-
мию, горное дело и металлургию.
Как оказалось, предъявленным требовани-
ям отвечали лишь трое: «1) Густав Ульрих Рай-
зер, советника Берг-коллегии сын, рожден
в Москве и имеет от роду ^ёМнадцать лет; 2)
ДМИТРИЙ
ВиНО ГраД О В,
^
п п в “ и
ГЧ/* п ап а
предыдущая страница 7 099. Михаил Ломоносов читать онлайн следующая страница 9 099. Михаил Ломоносов читать онлайн Домой Выключить/включить текст