Николай Гоголь
вым и юным графом Иосифом Вьельгорским.
В Иванове, писавшем свой «многолетний» ше-
девр «Явление Христа народу», Гоголь нашел
идеал бескорыстного художника, бесконечно
преданного христианской идее. Именно с не-
го он скопировал Чарткова во второй редак-
ции «Портрета». Необыкновенно одаренный
Иосиф Вьельгорский, сын знаменитого меце-
ната М. Ю. Вьельгорского, будучи безнадеж-
но болен чахоткой, приехал в 1838 году в Рим
умирать. Граф и Гоголь виделись практически
ежедневно
последним дням больного по-
священ проникновенный отрывок писателя
«Ночи на вилле». В мае 1839 года И. Вьельгор-
ский умер буквально на руках у Гоголя.
>
і
А
«Портрет художника А. А. Иванова»
(ок. 1873) работы С. Постникова.
Главный труд
За границей Гоголь практически дописал
первый том «Мертвых душ», разработав весь
сложнейший план этой книги (так и не реали-
зованный).
План этот после неудачи «Ревизора» (во
многом, впрочем, придуманной его автором)
и смерти Пушкина кардинально изменился.
И даже не план — он был вторичен,
а сам
ский пис
обыкновенным, сильным и
ней мере в настоящее время он является гла-
вою литературы, главою поэтов; он становится
на место, оставленное Пушкиным». Тогда это
был аванс. Теперь, по кончине Пушкина, гла-
венство Гоголя ни у кого не вызывало сомне-
▼ Дом на нынешней Виа Систина,
в котором Гоголь создавал «Мертвые
души». В 1901 году стараниями
бывшей ученицы писателя М. П. Вагнер
(в девичестве Балабиной) на нем
появилась мемориальная доска. Во
времена Гоголя дом был трехэтажным,
ныне — подрос на четыре этажа.
ния
от него ждали Слова. И анекдот, сооб-
щенный Гоголю Пушкиным и легший в осно-
ву первоначального замысла «Мертвых душ»,
отошел на второй план, превратился в обо-
лочку, скрывающую под собой произведе-
ние, которое призвано было стать спасени-
ем России и ее новым евангелием. На смену
Гоголю-комику явился Гоголь-учитель, Гоголь-
проповедник. Проведя Чичикова через ад и
чистилище, показав реальную Россию, писа-
тель хотел открыть ей реальные пути в рай.
«Мертвые души» должны были стать рецеп-
турной, учительной книгой.
Гоголь поставил себе вряд ли выполнимую
задачу, но именно ее решению он посвятил
остаток жизни. Пройдя круги ошибок, пре-
увеличений, искушений (но и высоких озаре-
ний!), он явил собственной трагической судь-
бой пример, долго не дававший покоя лучшим
русским писателям.
Гоголь спешил. После смерти И. Вьельгор-
ского он погрузился в тоску смертных пред-
чувствий. Смертных
если не физической
жизни, то души (вспомним еще раз странные
окаменения его матушки!). «Роковые 30 лет,
гнусный желудок и все гадости потухающего
черствого рассудка»,
сетует он в одном из
писем той поры.
В конце 1839 года Гоголь засобирался на
родину — тому возникла жесткая необходи-
мость: требовалось устраивать сестер, окан-
чивавших Патриотический институт. В мае
1840 года он приехал в Москву.
Библиотека мемуаров
РИМ СКАЯ КВАРТИРА ГОГОЛЯ
П. В. Анненков некоторое время
ЖИЛ
в
Риме вместе с Гоголем, помогая ему при-
водить в порядок рукопись первого тома
«Мертвых душ». Вот как он описывал жи-
лище писателя в доме 126 на Страда Фели-
не (ныне Виа Систина): «Комната Николая
Васильевича была довольно просторна,
с двумя окнами, имевшими решетчатые
ставни изнутри. Обок с дверью стояла
его кровать, посередине большой кру-
глый стол; узкий соломенный диван, ря-
дом с книжным шкафом, занимал ту стену
ее, где пробита была другая дверь. Дверь
эта вела в соседнюю комнату.
.. доставшу-
юся мне. У противоположной стены по-
мещалось письменное бюро в рост Гого-
ля, обыкновенно писавшего на нем свои
произведения стоя. По бокам бюро —
стулья с книгами, бельем, платьем в пол-
ном беспорядке. Каменный мозаичный
пол звенел под ногами, и только у пись-
менного бюро да у кровати разостланы
были небольшие коврики. Ни малейшего
украшения, если исключить ночник древ-
ней формы, на одной ножке и с красивым
желобком, куда наливалось масло».
▼ Знаменитая картина Александра Иванова «Явление Христа
народу» (1837— 57). «Ближайшего к Христу» (как принято
называть этого героя) — полуобернувшегося человека
в коричневых одеждах — художник писал с Гоголя.
предыдущая страница 10 100. Николай Гоголь читать онлайн следующая страница 12 100. Николай Гоголь читать онлайн Домой Выключить/включить текст