Жизнь и эпоха
«Давай лестницу!»
В благословенной О птиной
Гоголь
трижды бывал в Оптиной Пустыни,
прославившейся в XIX веке своими старцами.
Собираться в Оптину писатель начал еще в се-
редине 1840-х годов, о чем есть свидетель-
ства современников. Однако впервые он сю-
да приехал лишь в июне 1850 года. Затем по-
следовали еще два паломничества
в июне
и сентябре 1851 года. Уже в первый свой при-
езд Гоголь познакомился с преподобными Мо-
исеем и Макарием Оптинскими, и знакомство
это оставило в нем глубочайшее впечатле-
ние. Одному из своих корреспондентов он пи-
сал спустя три недели: «Я заезжал.
.. в Оптин-
скую Пустынь и навсегда унес о ней воспоми-
нание. Я думаю, на самой Афонской Горе не
лучше. Благодать видимо там присутствует.
..
Нигде я не видал таких монахов. С каждым из
них, мне казалось, беседует все небесное.
..
За несколько верст, подъезжая к обители, уже
слышишь ее благоухание: все становится при-
ветливее, поклоны ниже и участья к человеку
больше». Второе и третье путешествия писате-
ля в Оптину Пустынь состоялись с разницей в
несколько месяцев. Из них особенно замеча-
тельно последнее. Тогда, в сентябре 1851 го-
да, Гоголь выехал в Васильевку на свадьбу сво-
ей сестры Елизаветы Васильевны
оттуда
он намеревался перебраться на зиму в Крым.
Но после посещения Оптиной передумал и
вернулся в Москву. Сохранились сведения о
том, что во время этого приезда Гоголь имел
какой-то важный разговор со старцем Мака-
рием. Лишь предположительно можно ска-
зать, что речь шла о намерении Николая Ва-
сильевича остаться в монастыре. Об этом го-
Ключевая фигура
О П Т И Н СК И Й СТАРЕЦ
«Наследником» старческой традиции,
заложенной в Оптиной Пустыни препо-
добными Моисеем и Львом, выступил
преподобный Макарий (Иванов; 1788—
1860). Он пришел в Оптину вскоре после
старца Льва и долгое время был его ду-
ховным сыном, сотаинником и помощ-
ником. В последние годы жизни препо-
добного Льва на старца Макария уже
смотрели как на прямого продолжателя
старчества. Характерна следующая фра-
за из письма А. И. Остен-Сакен (тетки и
воспитательницы Л. Н. Толстого), адре-
сованного старцу Льву, но обращенно-
го также и к преподобному Макарию:
«Я не разделяю двух моих отцев духов-
ных по чувствам преданности и почте-
ния и к обоим пишу». Позднейшие иссле-
дователи феномена оптинского старче-
ства отмечали важную — и, несомненно,
промыслительную — особенность в под-
виге каждого из старцев. Если пеподоб-
ный Лев как бы вышел из монастырской
ограды навстречу простому народу, уста-
новил первый контакт с миром, то ста-
рец Макарий положил начало глубокой
связи между монашеством и интелли-
генцией. В частности, он привлек к из-
данию духовных книг Ивана Киреевско-
го. Именно при нем Оптина Пустынь ста-
ла важнейшей частью культурной жизни
России.
А Преподобный Макарий Оптинский.
ворил впоследствии старец Варсонофий, об
этом же обмолвливалась и сестра писателя
Анна Васильевна, писавшая, что брат «мечтал
поселиться в Оптиной Пустыни». Мечте Гого-
ля не суждено было сбыться. Да и в самом ли
деле он со всею сознательностью хотел это-
го? Преподобный Варсонофий утверждал, что
старец Макарий, опытный сердцевед, с осто-
рожностью отнесся к высказанному автором
«Мертвых душ» желанию. Он же сообщил, что
Гоголь при свидетелях сокрушался со слова-
ми: «Ах, отчего батюшка Макарий не взял ме-
ня в скит?»
Финал
▼ Вид Оптиной Пустыни с высоты
птичьего попета. Современная
фотография.
Гоголю
оставалось немногое. В последние
месяцы жизни он дописал и отделал «Раз-
мышления о Божественной Литургии», за-
думанные шестью годами раньше. Писатель
даже придумал для этого текста формат —
в осьмушку,
предполагая пустить книгу в
продажу по дешевой цене и без указания ав-
торства. К. Мочульский в 1934 году заметил,
что эта работа «до наших дней является од-
ним из самых проникновенных и духовных
толкований Литургии».
Хронология ухода Гоголя давно расписа-
на по дням (если не по часам). Все началось
со смерти жены А. Хомякова Екатерины Ми-
хайловны, приходившейся родной сестрой
предыдущая страница 17 100. Николай Гоголь читать онлайн следующая страница 19 100. Николай Гоголь читать онлайн Домой Выключить/включить текст