Итоги
Машина времени Николая Гоголя
Гоголь являет пример обратной связи, существующей между словами, написанными
на бумаге, и реальной жизнью художника. Все это напоминает фантастическую
машину времени. Писатель неким духовным усилием как бы забрасывает
себя в будущее, а вернувшись обратно, мучительно припоминает увиденное,
недоумевая — привиделось ли?.
.
П редсказание о себе
В
се свои знаменитые повести, предше-
ствовавшие «Мертвым душам», Гоголь на-
писал, когда ему не было двадцати пяти. Сей-
час мы видим, что, сочиняя их, он набрасывал
сюжет собственной жизни. Особенно это каса-
ется «Портрета», его второй части.
Итак. Жил-был иконописец-самоучка. Жил
простой благочестивой жизнью, верил так же.
Заказы у него не переводились. В одной из ра-
бот нужно было ему изобразить духа тьмы. А
рядом с ним, в питерской Коломне, обитал не-
кий ростовщик,
все, кто так или иначе имел
с ним дело, кончали плохо. Пожаловав в го-
сти к художнику, он сказал: «Нарисуй меня.
Мне скоро умирать, но я не хочу умереть со
вершенно, я хочу жить». «Чего лучше, — поду
мал художник,
он сам просится в дьяволы»
и согласился. Но чем тщательнее он изо-
бражал предмет, тем тягостнее становилось
на душе, «возрождалось» в
вращение». После нескольких попыток пере-
силить себя художник наотрез отказываете^
от продолжения работы. Ростовщик после это
го присылает автору неоконченный портр
С этих пор в художнике происходит странная
перемена — он вечно тревожен, раздражите^
лен, он вдруг начинает завидовать любимо^
му своему ученику, он всеми правдами и не^
правдами перебивает у него заказ для богато
церкви, а когда исполняет его, священники
ворят — да, работа удивительна, но нет свято-
сти в лицах. Художник вдруг понимает, что все
беды его — от портрета, в котором он столь
ощутимо изобразил мировое зло. Он сбыва-
ет портрет с рук, а чуть позже узнав, что пор-
трет, переходя из рук в руки, сеет ненависть и
раздоры меж людей, совершенно уверяется,
что «кисть его послужила дьявольским оруди-
<
Актер Александр Лебедь в роли художника Чарткова.
Современный спектакль Московского драматического театра
имени Н. В. Гоголя «Портрет», режиссер Андрей Лев
предыдущая страница 27 100. Николай Гоголь читать онлайн следующая страница 29 100. Николай Гоголь читать онлайн Домой Выключить/включить текст