Итоги
«Портрет Андрея Белого» (1905) работы Л. Бакста.
Знаменитый поэт и теоретик символизма Андрей Белый
написал в 1932 году блестящее исследование «Мастерство
Гоголя».
Но зло для Гоголя никогда не было абстракт-
ным понятием, оно тут и там проявлялось
в реальном мире, строило страшные рожи,
пыталось испугать, завлечь, подчинить. Не-
чисть, гуляющая по ранним гоголевским пове-
стям,
это не художественный образ, нет, это
реальный черт, реальная русалка, реальный
колдун.
.. Тут какая-то загадка Гоголя, но он ви-
дел их наяву, потому столь живы их портреты.
Уже «Страшная месть» говорит нам, что гого-
левское отношение к злу начинает меняться.
Да, колдун боится смеха, но этот его страх сто-
ит жизни святому схимнику, в словах которо-
го чудится колдуну смех. Да и веселье рыцаря,
сбросившего колдуна в пропасть и наблюдаю-
щего за его мучениями, что-то совсем не похо-
же на веселье молодого Гоголя, а больше — на
ужасное наказание.
Но ничего, кроме смеха, как противоядия
мировому злу, Гоголь пока не придумал. Дей-
ствие переносится в современность. Лица «Ре-
визора», помещики первого тома «Мертвых
душ»
это все те же глаза ростовщика, под-
чиняющие и убивающие нас. Гоголь лишь по
недоразумению попал в отцы русского реа-
лизма. Ничего привычно-реалистического нет
в его образах, это скорее эмблемы, без движе-
ния, без развития. Это все те же страшные бе-
совские рожи, напялившие на себя для прав-
доподобия маски живых персонажей.
Гоголь послушно исполнял провиденную им
судьбу, шел по стопам своего художника. Он
тоже ужаснулся соблазнительной верности
созданной им картины. И тоже бросился в
церковь
отмаливать свои грехи.
.. Не сме-
яться надо, решил Гоголь, а изобразить лик,
взглянув на который, люди отрешатся от зла и
пойдут по пути добра.
М онасты рь и сумасш едш ий дом
Переворот, случившийся в Гоголе после вы-
хода в свет первого тома «Мертвых душ», оче-
виден. Писатель заключил себя во внутренний
монастырь. Примерное христианство
вот
его теперешняя цель. Он молился день и ночь,
готовил себя к написанию высокого образа.
А далее начались корректировки собствен-
ного пророчества. Другими пророческими
произведениями, созданными Гоголем.
Духовные взлеты сменяются духовными
провалами. В какой-то момент Гоголь реша-
ет, что очищение свершилось, что он готов
для исполнения великого замысла. Дьяволь-
ской подмены Гоголь не замечает. Он пишет
учительные письма своим друзьям, поража-
ющие адресатов странным мессианским то-
ном. В письмах он призывает их слушаться его
во всем, беречь, как зеницу ока. Уверив себя
▼ Реставратор моет памятник
Н. В. Гоголю на Малой Конюшенной
улице в Санкт-Петербурге,
совершая акт, вообще говоря,
символический — всякое новое
поколение пытается «отмыть»
великого писателя от прошлых
«неправильных пониманий».
предыдущая страница 29 100. Николай Гоголь читать онлайн следующая страница 31 100. Николай Гоголь читать онлайн Домой Выключить/включить текст