Уильям Шекспир
Карта Лондона XVI века. Население города тогда составляло
около ста тысяч человек.
-*■ Поместье Чарлкотт в XX веке.
построен актером Джеймсом Бербеджем,
сообразившим, что можно получать зна-
чительные прибыли, располагая специ-
альным зданием для драматических пос-
тановок. Детище Бербеджа так и назы-
валось — «Театр». Вслед за первым был
сооружен и второй театр, «Куртина», от-
крывший двери в 1577 году.
В XVIII веке биографы Шекспира пыта-
лись реконструировать «утраченные го-
ды» на основании дошедших до них ле-
генд и театральных анекдотов. Согласно
одной из версий, Шекспир начал свою ка-
рьеру буквально с театрального подъез-
да, приглядывая за лошадьми богатых го-
рожан во время представления. По дру-
гой теории, он дебютировал в театре как
помощник суфлера, напоминая актерам
об их выходе на сцену.
Среди событий «утраченных лет» есть
одно несомненное — Шекспир приоб-
рел определенную известность в теат-
ральном мире как актер, составивший
конкуренцию известным драматургам.
Документальным свидетельством явил-
ся написанный в 1592 году памфлет «На
грош ума, купленного за миллион раская-
ний», содержащий злобные выпады в ад-
рес Шекспира. Автором был драматург и
кембриджский магистр искусств Роберт
Грин. Прекрасно образованный Грин воз-
мущался тем, что сын провинциального
перчаточника сочиняет пьесы для театра,
бросая вызов столичным драматургам-
интеллектуалам. Возможно, в разорив-
шемся и умершем в нищете Грине (а пам-
флет был написан им на смертном одре)
говорила ревность и зависть к успехам
молодого 28-летнего Уильяма Шекспира.
ж Ричард Тарлтон, знаменитый
комик и любимый актер королевы
Елизаветы I.
Версия
ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ТЕАТР
До появления в 1576—77 годах первых
публичных театров труппы часто высту-
пали под открытым небом, на гостинич-
ных дворах вместе с циркачами — дрес-
сировщиками медведей, фокусниками,
жоглерами и гимнастами. Постоялый двор
представлял собой здание, обнесенное по
второму этажу открытым ярусом, балко-
ном. Труппа устраивала сцену возле одной
из стен, а во дворе и на балконе распола-
галась публика. В качестве сцены выступал
дощатый помост на козлах, передняя часть
которого выходила во двор, а задняя ос-
тавалась под ярусом. Обе части разделял
занавес, опущенный сверху. Таким обра-
зом, включая балкон, сцена имела три пло-
щадки.
Первые театры строились за пределами
городских стен, поскольку власти Лондона
не позволяли играть спектакли в городе.
Театры считались вто время небогоугодным
развлечением, а актеры — грешниками и
еретиками. Масла в огонь подливали пури-
танские священники, клеймившие «рас-
садники разврата» с церковных кафедр.
Так, некий преподобный Т. Уилкокс в своей
проповеди доказывал связь между теат-
ром и эпидемией «черной смерти»: «При-
чиной чумы, если приглядеться, является
грех, а причиной греха
являются представления;
следовательно, причина
чумы — представления».
К счастью, у театраль-
ного искусства нашелся
весьма влиятельный сто-
ронник — королева Ели-
завета I.
Театральное
представление, рисунок
XVII века. Спектакль шел
без декораций, на пустой
сцене.
< Лондонская сценка XIX века. Улицы
города запружены конными экипажами.
предыдущая страница 10 005. Шекспир читать онлайн следующая страница 12 005. Шекспир читать онлайн Домой Выключить/включить текст