І І КУЛІІСІМІІ
ТЕАТРЫ ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
из спектакля
«Укрощение
строптивой».
и «Мальтийский еврей» Кристофера Марло
было гораздо меньше. Хотя Кид и Марло
считались самыми популярными драматур-
гами той эпохи, Шекспир превзошел про-
славленных современников в искусстве
привлечения зрителей.
Н овые свершения
Несмотря на протесты церкви, драмати-
ческое искусство в елизаветинской Англии
активно развивалось. Вошедший в моду
драматург Шекспир с надеждой смотрел в
будущее, когда вдруг разразилась страш-
ная национальная катастрофа. В 1592 году
на Англию обрушилась эпидемия бубон-
ной чумы, свирепствовавшая в течение
двух лет. Только в Лондоне за первый год
болезнь унесла жизни 10675 человек, де-
сятой части населения города. С началом
эпидемии власти распорядились запре-
тить все публичные мероприятия, в том
числе и театральные спектакли. Многие
труппы прогорали, распадались, а акте-
ры были вынуждены искать зарабо-
ток в провинции.
Шекспир, которому в то
мя исполнилось 28 лет, пере
жил театральный кризис
намного успешнее, чем
многие его коллеги. В
период вынужденного
бездействия он впервые
обратился к жанрам поэмы и со-
нета. В елизаветинскую эпоху к
драматическим произведениям
их авторам относились доволь-
но снисходительно. Иное дело —
высокая, «чистая» поэзия. Весной
1593 года друг Шекспира Ричард
Филд опубликовал его первую по-
эму, «Венера и Адонис». Стремясь
В Лондоне XVI века театры были доволь-
но популярны. Представления собирали
большие толпы людей самых разных соци-
альных кругов, от аристократов до улич-
ного сброда. Во время эпидемий запреща-
лись все представления, вызывавшие мас-
совый приток народа: медвежьи травли,
игра в кегли. В черный список возможных
рассадников заразы входили и театры. Од-
нако запреты вступали в силу, когда коли-
чество смертей достигало тревожных, по
мнению властей, цифр. Этот порог состав-
лял в разные годы от 50-ти до 30-ти смер-
тей в неделю.
Во время эпидемии 1592—94 годов
28 января 1593 года все театры в Лондоне
и в радиусе семи миль от него закрылись.
Следующей зимой чума отступила настоль-
ко, что можно было на короткий срок от-
крыть театры. 3 февраля 1594 года вышло
новое распоряжение о запрете публичных
представлений. Наконец, весной 1594 го-
да театры распахнули свои двери, но ле-
том власти вновь при-
крыли все развлека-
тельные заведения.
Периодом длительно-
го бездействия лон-
донских театров да-
тируются недрамати-
ческие произведения
Шекспира — поэмы и
сонеты.
Рисунок,
символизирующий
царство чумы.
Портрет графа Саутгемптона,
написанный в XVII веке.
Я СЬ
>
I
заручиться
поддержкой
влиятельного
вельможи и приобрести читателей в вы-
сших кругах, Шекспир посвятил «Венеру и
Адониса» 19-летнему графу Саутгемптону.
«Боюсь, не оскорблю ли Вашу милость,
посвящая Вам мои слабые строки, и не
осудит ли меня свет за избрание столь
сильной опоры для такой легковесной
ноши; но если она понравится Вашей
милости, я сочту это высочайшей на-
градой и поклянусь посвятить весь
свой досуг неустанному труду, пока
не создам в Вашу честь творе-
ние более достойное. Если
этот первенец моей фан-
тазии покажется уродом,
я буду сокрушаться о том,
что у него такой благород-
ный крестный отец, и никогда
более не стану возделывать
столь неплодородную поч-
ву, опасаясь снова собрать
убогий урожай», — писал
Шекспир в посвящении. Через
год он сочинил для Саутгемптона
обещанное «более достойное тво-
рение»,
поэму «Обесчещенная
Лукреция». Николас Роу писал, что
знатный покровитель Шекспира на-
градил поэта крупной сумой денег.
^ Портрет короля Генриха VI,
правившего Англией в XV веке.
▼ Фронтиспис книги XVII века,
на котором изображена бродячая
театральная труппа и помост,
сколоченный для представления
на рыночной площади.
предыдущая страница 12 005. Шекспир читать онлайн следующая страница 14 005. Шекспир читать онлайн Домой Выключить/включить текст