Ганди
І
ДРУГАЯ БИТВА:
ПРОТИВ РАСИЗМА В СОБСТВЕННОЙ СТРАНЕ
Кастовая система
Г
анди был приверженцем индийских
традиций, однако это не означает,
что он принимал их все без исключе-
ния. Он видел несколько серьезных про-
блем индийского общества и стремился
их разрешить. Одной из самых острых
из них оставался расизм, коренившийся
в древней кастовой системе. И Ганди
выступал его яростным противником.
История кастовой системы в Индии
насчитывает более 3000 лет. Говорят, что
некогда индийское общество делилось
примерно на 5000 социальных групп,
причем самыми главными из них были
четыре —
бр ахм а ны , кш а т р и и , ва й ш ь и
и
ш удры.
Принадлежность к той или иной
касте определялась статусом пред-
ков в момент прихода ариев в Индию.
Верхнюю ступень социальной лест-
ницы занимали жрецы —
б р а хм а н ы ,
далее следовали воины —
кш а т р и и ,
торговцы (и первоначально свободные
земледельцы) —
в а й ш ь и ,
а в самом
низу располагались
ш удр ы
— зависи-
мые крестьяне, рабочие, чаще всего,
потомки некогда покоренного ариями
коренного населения, «дикие» поеда-
тели мяса. Кастовая система не разре-
шала представителям разных каст не
только заключать браки, но даже вместе
питаться. Подобное разделение обще-
ства существовало во многих миро-
вых культурах, но в Индии кастовая
система продержалась дольше всего
и могла существенно помешать гряду-
щему обновлению страны.
Добровольный защитник
неприкасаемых
Чтобы Индия могла стать современ-
ным государством, проблему кастового
строя надо было как-то решать. И мно-
гие лидеры освободительного движе-
ния задумывались о том, как реформи-
ровать или даже полностью отменить
касты. Среди них, разумеется, был и
Ганди. Однако он особо поставил вопрос
о
не прикасаем ы х,
самом низшем слое
индийского общества.
Посвятив себя
борьбе за свободу
Индии, Ганди не
закрывал глаза
на внутренние
противоречия
индийского
общества.
Существо-
вание
н е п р и -
ка с а е м ы х
самое мрачное
проявление
кас-
тового строя. Как следует из самого
названия, члены любой другой касты
считались осквернившимися, даже если
они случайно дотрагивались до
не п р и -
касаем ы х.
И эти отверженные люди, по
сути стоявшие вне кастовой системы как
таковой, составляли около 10% населе-
ния Индии! Им разрешалось селиться
только в строго отведенных местах, и
при этом они не могли показываться в
публичных местах — например, в пар-
ках. Ганди сам столкнулся с расизмом в
Южной Африке и вел там с ним упорную
борьбу. Поэтому он не хотел мириться с
тем, что такие же унижающие человечес-
кое достоинство порядки существовали
и на его родине.
Ганди предложил
н е п ри ка сае м ы х
назы-
вать
х а р и д ж а н а м и ,
то есть «детьми Божь-
ими», и много сделал для того, чтобы
покончить с расизмом по отношению к
ним. Он отдавался решению этой про-
блемы с той же страстью, с какой вел
свой народ к независимости.
Позиция Ганди по этому вопросу нашла
яркое отражение в «клятве
а ш р а м а
» —
десяти требованиях, предъявлявшихся
каждому, кто вступал в руководимую
им общину. Помимо обязательств огра-
ничивать материальные потребности
и избегать насилия, в ней присутство-
вал и пункт о защите
неприкасаем ы х.
Ганди приглашал их на свою ферму, не
делая никакого различия между ними
и представителями других каст. Более
того, поборов сопротивление жены, он
удочерил девочку из семьи
н е п р и ка са -
Семья из касты
брахманов.
емых.
Покидая пост лидера Индийского
национального конгресса, Ганди заявил:
«Отныне я прекращаю борьбу за незави-
симость Индии и вместо этого начинаю
борьбу за права
неприкасаем ы х».
Ганди о кастовом строе
Однако, несмотря на страстную защиту
не прикасаем ы х,
Ганди не отвергал касто-
вую систему в целом, указывая, что «при-
надлежность к касте ограничивает число
доступных профессий, облегчая чело-
веку выбор». Тем самым он по сути пред-
лагал сохранить существующее положе-
ние вещей. Будучи глубоко верующим
индуистом, Ганди признавал, что Бог не
случайно разделил людей на различные
касты. Он соглашался также с тем, что
вступать в брак и питаться вместе сле-
дует только людям из одной и той же
касты. Словом, его отношение к касто-
вому строю было неоднозначным: Ганди
выступал не против него как такового,
но лишь против вытекавшего из него
расизма.
Позиция Ганди относительно каст
была поддержана многими его последо-
вателями. В настоящее время кастовая
система в Индии сохранилась, однако
любые проявления расизма поставлены
вне закона.
предыдущая страница 22 006. Ганди читать онлайн следующая страница 24 006. Ганди читать онлайн Домой Выключить/включить текст