Зигмунд Фрейд
I
«Толкование сновидений — прямой путь
к пониманию бессознательной активности мозга»
Страдающая истерией
больная под гипнозом.
Фотография из книги
Шарко «Собрание
иконографических
фотографий клиники
"Сальпетриер"».
Французский художник
Гюстав Моро написал
в 1864 году картину
«Эдип и Сфинкс».
ворки по Ф рейду»
й-нибудь смысл в ошибках па-
или описках, которые хорошо
>му из нас? Фрейд с большим
есся к таким «ошибкам» и при-
сными.
получается вспомнить имя че-
настаивал на том, что пациент
хочет помнить этого челове-
а, но не осозйает этого. Оговорки или описки
роисходят пф той же причине. Если в нача-
е собрания председатель объявляет заседа-
ние .
.. закрытым, значит, он подспудно мечта-
ет о том, как бы поскорее его закончить.
Во многих случаях люди не осознают своих
отаенных желаний. Иными словами, они не
догадываются о побуждениях, управляющих
их действиями. Содержание подсознатель-
ного становится более ясным, если принять
во внимание сновидения. Если человек пос-
ле пробуждения попытается разгадать смысл
своих снов, они зачастую покажутся ему бес-
связным вздором. Фрейд открыл, что сны име-
ют огромное значение для изучения души па-
циента. Ученый несколько лет собирал и клас-
сифицировал тысячи различных снов — своих
и рассказанных ему пациентами, и из этого ро-
дилась его книга «Толкование сновидений». В
ней он предположил, что сновидения являют-
ся психологическим феноменом, и попытал-
ся расшифровать их смысл. Фрейд пришел
к выводу, что на основе «реальных образов
восприятия» можно раскрыть подсознатель-
ные мысли и таким путем понять смысл снов.
Подсознательные мысли не формируют сны
непосредственно, поскольку они подавляют-
ся различными табу или моральными принци-
пами. Таким образом, эти мысли подвергаются
самоцензуре и искажаются, а вслед за этим ис-
кажается и содержание сновидений. Психолог
показал это на примере детских снов, менее
подверженных искажениям.
Он выделил несколько этапов «работы сно-
видения», превращающей скрытое (латент-
ное) содержание в ряд зрительных образов.
При
смещении
энергия перемещается с одно-
го психического образа на другой, и поэтому в
сновидениях один образ может символизиро-
вать другой. При
проекции
желания и стремле-
ния спящего переносятся на другого человека.
При
символике
вытесненные желания или по-
давленные стремления изображаются метафо-
рически. При
конденсации
несколько (два или
более) образов объединяются в одно целое,
обладающее смыслом и энергией своих «пер-
вокирпичиков». Наконец, при
вт оричной пе-
реработке,
последнем этапе работы сновиде-
ния, спящий ум пытается придать ночному те-
атру некое подобие логики, правдоподобности.
Все это делает сны бессвязными, непонятными,
скрывает их реальный смысл.
Но почему мы видим сны? Фрейд считал, что
сны позволяют человеку реализовать свои
желания — прежде всего, сексуального ха-
рактера. Чтобы бессознательное удовлетво-
рение желаний в пространстве сновидений
не порождало сильного конфликта между
ЕЖ
предыдущая страница 20 013. Зигмунд Фрейд читать онлайн следующая страница 22 013. Зигмунд Фрейд читать онлайн Домой Выключить/включить текст