Зигмунд Фрейд
УЧЕНИКИ, ПОКИНУВШИЕ ФРЕЙДА
Содружество и разрыв
У
основателя психоанализа Фрей-
да было много последователей, но
при этом он часто терял наиболее яр-
ких своих единомышленников. Показа-
телен пример Флиса, на первых порах
активно поддерживавшего исследова-
ния Фрейда. Горячее содружество и не-
ожиданный, резкий разрыв — таково
типичное развитие его взаимоотноше-
ний с соратниками.
Особо следует выделить истории раз-
рывов Фрейда с талантливейшими его
последователями, впоследствии создав-
шими свои направления в науке. Речь
идет об Альфреде Адлере и Карле Гус-
таве Юнге.
Как это происходило?
Адлер был одним из первых членов
«Общества психологических сред», сло-
жившегося в 1902 году. Но он с самого
начала отличался от обожавших Фрей-
да юных невропатологов — таких, как
Отто Ранк и Ганс Сакс. Адлер, уже зани-
мавшийся психиатрической практикой,
выступил с газетной статьей в поддерж-
ку работ никому неизвестного Фрейда.
Прочитав ее, тот прислал Адлеру пер-
сональное приглашение на заседание
своего «Общества». После такого нача-
ла между ними просто не могли уста-
новиться отношения типа «учитель —
ученик».
Адлер считал ключевым для. психо-
анализа понятием «комплекс неполно-
ценности», но Фрейд с этим не согла-
шался, выдвигая на первое место секс. В
свою очередь, Адлер противопоставил
Фрейду, утверждавшему, что женщина
испытывает комплекс неполноценно-
сти перед мужчиной, поскольку не име-
ет пениса, свою теорию. На его взгляд,
женщина в отличие от мужчины обла-
дает опытом деторождения, а кроме то-
го, мужчины от комплекса неполноцен-
ности страдают сильнее, чем женщины.
Правда, Адлер соглашался с исходным
положением теории Фрейда о том, что
люди не знают собственных зон созна-
ния, но впоследствии различий в их
воззрениях становилось все больше.
Разногласия по поводу секса
Швейцарский психиатр Юнг позна-
комился с работами Фрейда благода-
ря совету Блейлера, главы клиники при
Цюрихском университете.
Юнга прочитанное порази-
ло. В 1907 году состоялась
их первая, длившая целых
13 часов встреча. Юнг вел
обширную переписку с
Фрейдом. Но их отношения
оказались повторением ис-
тории со Флисом.
Первая напряженность
в их общении возникла в
1909 году во время сов-
местной поездки в США.
Фрейд и Юнг признавали
важность анализа сновиде-
ний, но Юнга не устраива-
ло то, как именно Фрейд
интерпретировал их. На-
пример, Юнг не согласил-
ся с расшифровкой собст-
венного сна, в котором он
видел два старых черепа
на постаменте. Фрейд счи-
тал, что сон символизиру-
Альфред Адлер, после разрыва с Фрейдом
основавший свою школу.
ет желание Юнга видеть смерть самого
Фрейда и его ученика.
Юнг полагал, что Фрейд слишком
большое значение придает либидо.
Фрейд считал сновидения модифици-
рованной формой удовлетворения сек-
суальных желаний, а для Юнга снови-
дения были связаны с неизведанным
миром, названный им впоследствии
«коллективным бессознательным». Он
утверждал, что содержание снов отра-
жает огромный мир подсознания, уни-
версальный для всех людей. В нем, как в
легендах, вещи превращены в символы.
Впоследствии Адлер и Юнг начали
развивать собственные направления в
психоанализе. Тем не менее их созда-
ние было бы невозможно без трудов
Фрейда.
Обложка книги
Фрейда
«Три очерка по теории
сексуальности». Эта
работа подытоживает
исследования ученого
в этой области.
предыдущая страница 22 013. Зигмунд Фрейд читать онлайн следующая страница 24 013. Зигмунд Фрейд читать онлайн Домой Выключить/включить текст