I
Исторические параллели
Французский реалист
Жан Франсуа Милле (1814— 1875)
Голландец по происхождению, Ван Гог считал французского художника Милле одним из своих учителей. Милле родился в
1814 году в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу прол
отцу в поле и на ферме, Милле хорошо изучил крестьянский быт. Самые знаменитые картины
«Анжелюс» и «Сеятель» реалистически живописуют сельскую жизнь.
Ван Гог начал свою творческую деятельность под влиянием работ Милле, когда познаком
теров Боринажа. Подражая его манере, Ван Гог выбирал аналогичные сюжеты и мотивы.
Влияние Милле хорошо заметно в одной из ранних картин Ван Гога «Едоки картофеля»,
которую молодой импрессионист Бернар счел «ужасной».
Милле умер в 1875 году, получив признание только на склоне лет. Ван Гог о творчестве
художника мог судить по его картинам и по книге, написанной приятелем Милле, коллек-
ционером Альфредом Сенсье. Винсент с жадностью проглотил книгу, почерпнув сведения
не только о тяжелой жизни Милле, но также многое узнав о живописи и художниках.
В своих письмах к Тео Винсент с большой теплотой отзывался о нем, называя его
«стариком Милле». В одном из них он цитирует поразившее его изречение живописца:
«Искусство — битва; в искусстве надо не жалеть своей шкуры. Дело в том, чтобы работать,
как негры. Я
предпочел бы ничего не сказать, чем выразиться слабовато». Этим принци-
пам Ван Гог следовал всю оставшуюся жизнь.
Величайший из голландцев
Харменс Рембрандт ван Рейн (1606— 1679)
Главными учителями Ван Гога были великие мастера прошлых веков. Винсент овладевал основами
мастерства в музеях, внимательно изучая, как его предшественники работали с цветом и светом. Особую
роль для него играл Рембрандт.
В письмах к брату и Эмилю Бернару Ван Гог неоднократно делился своим наблюдениями и мыслями
о творчестве великого голландского живописца. Например: «Любовь к книгам так же священна, как лю-
бовь к Рембрандту.
Чего стоит такое суждение Ван Гога: «Рембрандт пишет ангелов вот как: сперва он делает портрет с
самого себя, старого, беззубого, морщинистого, в холщовом чепце; это — первая картина с натуры в зер-
кале. Он мечтает, мечтает — и снова свой портрет, но уже из головы, и выражение становится более удру-
ченным и более раздирающим душу. Он грезит, грезит еще — и вот, как и почему не знаю,.
.. Рембрандт
позади этого старца, схожего с ним самим, пишет сверхъестественного ангела с улыбкой да Винчи.
Вот тебе художник, который грезит и пишет по измышлению, а начал я с утверждения, что характер
голландцев таков, что они ничего не изобретают и не имеют воображения и фантазии.
Я
нелогичен? Отнюдь! Рембрандт ничего не изобретал, а ангел этот и его странный Христос — он их
знал, он их чувствовал рядом».
Высказывания эти могут кому-то казаться странными, спорными, ошибочными. Но они в любом случае
очень интересны, поскольку характеризуют не только Рембрандта, но и автора этих строк — Ван Гога.
предыдущая страница 25 017. Винсент Ван Гог читать онлайн следующая страница 27 017. Винсент Ван Гог читать онлайн Домой Выключить/включить текст