І
Итоги
Богатые наследники
нищего художника
Несмотря на нищету и непонимание, Винсент Ван Гог оставался преданным
до конца выбранному им пути. В X X веке его творчество оказалось
востребованным. Это сразу же сказалось и на судьбе его картин, при жизни
художника не ценившихся, считавшихся примитивной «мазней».
Ныне его полотна относятся к числу самых дорогостоящих.
Кумир художников
Д
алеко не все великие художники про-
шлого жили в нищете, подобно Ван Гогу.
В XVI—XVIII веках мастера, сумевшие устро-
иться при дворах монархов и иных прави-
телей, часто вели вполне благополучное су-
ществование. Примером тому может служить
итальянец Микеланджело. До того, как его
пригласили расписать Сикстинскую капеллу,
он успел получить признание и стать протеже
самого папы римского Юлия II.
Ситуация изменилась в условиях буржуаз-
ного общества, когда художники должны бы-
ли рассчитывать не на богатых покровите-
лей, а на потребности интересующейся жи-
вописью публики. Интересы эти были обычно
весьма непритязательными. Творческие за-
дачи, важные для художников, покупателей
их работ обычно не интересовали, и пото-
му живописцы, не желавшие потакать вкусам
широкой публики, обрекали себя на нищету.
▼ «Поля», картина фовиста Мориса де Вламинка.
Именно таким мастером был Винсент Ван
Гог, органически не способный приспосаб-
ливаться. В результате он мог рассчитывать
только на те небольшие деньги, которые ему
ежемесячно присылал брат Теодор.
Но творчество Ван Гога было настолько са-
мобытным, что после его смерти стена непо-
нимания оказалась разрушенной. Его живо-
пись высоко оценили и прославили худож-
ники следующего поколения — особенно
создатели своеобразного течения, получив-
шего название «фовизм». «Фовисты», то есть
«дикие», попытались развить экспрессив-
ную манеру Ван Гога, но при этом обратили
внимание лишь на внешнюю сторону твор-
чества художника: в отличие от Ван Гога,
они стремились изобразить не мир как та-
ковой, а лишь свое восприятие мира. В этом
они следовали импрессионистам, творчест-
во которых Ван Гогу было чуждо.
Одним из фовистов был французский ху-
дожник Морис де Вламинк. Потрясенный ра-
ботами Ван Гога, он стал создавать карти-
ны, еще более эффектно передающие взрыв
эмоций. Другим знаменитым фовистом был
Анри Матисс.
Представители этого направления мно-
го сделали для популяризации работ Ван
Гога, в частности, помогли организовать в
1905 году большую выставку работ Ван Гога
в Голландии. После этого работы Ван Гога на-
чали оказывать значительное влияние и на
других, не принадлежащих к фовистам ху-
дожников. Например, норвежский художник
предыдущая страница 27 017. Винсент Ван Гог читать онлайн следующая страница 29 017. Винсент Ван Гог читать онлайн Домой Выключить/включить текст