Жизнь и эпоха
Рождение пифагорейского братства
Училище
Успех проповеди
п о з в о л и л
Пифагору от-
крыть в Кротоне училище и начать обучение
местной молодежи. Так возникло содружест-
во пифагорейцев, просуществовавшее в тече-
ние многих веков. С самого начала оно пред-
ставляло собой не просто группу учеников, но
религиозное объединение единомышленни-
ков. Его последователи со временем захвати-
ли власть в ряде соседних городов и стали на
практике воплощать в жизнь заветы учителя.
Желающие вступить в братство проходи-
ли необычное собеседование. По ходу раз-
говора Пифагор проверял, насколько сильно
они привязаны к своим родителям и друзь-
ям. По словам Ямвлиха, учитывалось немало
других мелочей: «смеются ли они не вовре-
мя, или молчат, или слишком много разгова-
ривают. Он также рассматривал.
.. их стремле-
ния, знакомых, с которыми они общались, и
их отношения с этими знакомыми, и чем они
большей частью занимались днем». Говоря
современным языком, Пифагор тем самым со-
ставлял психологический портрет своего бу-
дущего ученика.
Посещать занятия кандидат мог только че-
рез три года и при этом попадал в разряд «слу-
шателей» — получал право внимать Пифагору
лишь через занавеску, не видя его. При этом
слушатель обязан был молчать в течение пя-
ти лет, пока длилась эта стадия обучения. Все
это Пифагор делал, чтобы убедиться в твер-
дом желании кандидата учиться и вместе с тем
воспитать в нем чувство преклонения перед
учителем. Лишь после этого «слуша-
тель» мог оказаться по другую сторо-
ну занавеса и стать «учеником», по-
лучавшим право беседовать с учи-
телем.
Тайное общество
На основе училища возник-
ло тайное общество, чем даль-
ше, тем больше приобретавшее
черты тоталитарной религиоз-
ной секты. Члены братства
должны были бросить свои
семьи (или всей семь-
ей вступить в него!), от-
дать свое имущество
на благо общины (ре-
ально — ее главе!) и
посвятить жизнь учи-
телю — Пифагору.
Имущество полагалось
отдавать уже на стадии «слу-
шательства». Если же кто-то желал покинуть
училище, то ему возвращалось имущество
в двойном размере, после чего пифагорей-
цы насыпали в его «честь» могильный холм
и в дальнейшем, встречаясь с ним на улицах,
не желали замечать отступника и говорили о
нем как об умершем.
Тем самым мудрец из Самоса, начавший с
того, что провозгласил древние этические
принципы, и обучавший учеников филосо-
фии и математике, создал мощную организа-
А Средневековое изображение
Пифагора.
'Часткам жизнь
ПЕРВЫЙ ВЕГЕТАРИАНЕЦ
Практиковавшиеся в пифагорейском братстве строгие ограничения
распространялись и на пищу. Пифагор, веривший в переселение душ,
запретил употребление мяса: ведь человеческие души могли пере-
воплощаться и в животных. Таким образом, поедание животных сбли-
жалось с убийством, а потому и охота среди членов братства была
строго запрещена. Когда Пифагор доказал свою знаменитую теорему,
он принес в жертву статуэтку, испеченную из пшеничной муки.
Так что же обычно ели члены братства? Их рацион был очень прост
и состоял из овощей, зерна и воды. Завтракали они куском хлеба с ме-
дом или пчелиными сотами. Овощи предписывалось есть сырыми, и
было строго-настрого запрещено крошить хлеб на кусочки. Сам Пи-
фагор всю жизнь ел пшеничный хлеб, травы, сушеные фиги, оливки и
сыр и, как говорят, очень любил салат-латук.
Один овощ — а именно бобы — Пифагор не любил, и членам брат-
ства запрещалось не только есть бобы, но даже притрагиваться к ним.
Формально этот запрет объяснялся тем, что бобы повышают тонус, а
это препятствует занятиям, но на самом деле истинная причина запре-
та была иной: при происхождении мира люди и бобы якобы произош-
ли из одного и того же перегноя, а потому разжеванные и полежавшие
на солнце бобы пахнут человеческой кровью.
..
предыдущая страница 13 019. Пифагор читать онлайн следующая страница 15 019. Пифагор читать онлайн Домой Выключить/включить текст