Пифагор
ГАРМОНИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ И НЕБЕСНАЯ
П и ф аго р о в стр ой
П
ифагор был не только математиком
и философом, но и теоретиком му-
зыки. Он занимался поисками музыкаль-
ной гармонии, поскольку верил в то, что
такая музыка необходима для очищения
души и врачевания тела и способна по-
мочь разгадать любую тайну.
Однажды, проходя мимо кузницы, Пи-
фагор случайно услышал, как удары моло-
тов создают вполне определенное созву-
чие, и после этого занялся эксперимен-
тами, пытаясь найти соотношения между
высотой тона и числами. С помощью ча-
ши с водой и однострунной арфы он изу-
чил взаимосвязь между уровнем воды и
длиной струны и обнаружил, что полови-
на длины струны поднимает ноту на одну
октаву вверх. Восемь звуков — до, ре, ми,
фа, соль, ля, си, до — древнейшая музы-
кальная гамма. В наши дни темперирован-
ная гамма включает в себя двенадцать нот,
включая диезы и бемоли, но в основе ее
лежит изобретение, за которое мы долж-
ны благодарить Пифагора. Существует
предположение, что Пифагоров строй —
его гамму — усовершенствовал Архит, но
и в античной Греции, и в эпоху Возрожде-
ния гамму из восьми звуков называли Пи-
фагоровой диатонической гаммой.
М узы ка сф ер
Пифагорова теория музыки достигла да-
же небес. Пифагор разделял представле-
ние о сферичности мироздания и при этом
первым назвал Вселенную «космосом».
В те времена помимо Земли, Луны и Сол-
нца были известны только Меркурий, Ве-
нера, Марс, Юпитер и Сатурн. Но еще Пи-
фагор предположил существование «ан-
ти-Земли» и при этом выделял 10 небесных
сфер. Разумеется, это утверждение было тог-
да чисто теоретическим: число «10» для не-
го символизировало гармонию Вселенной.
Позже он увлекся идеей «музыки сфер»,
стремясь связать консонантные (гармони-
ческие) звуки с планетарными сферами.
Он исходил из того, что интервал в про-
странстве между планетами — тот же, что
и шкала высоты музыкального звука. Каж-
дая планета, двигаясь с постоянной ско-
ростью, проходит определенное расстоя-
ние, создавая звук. По мере того как рас-
стояние планет от центра увеличивается,
а вращение планет ускоряется, звук стано-
вится выше. Именно так Пифагор представ-
лял себе музыку, которая звучит по всей
Вселенной.
О
влиянии музыки на человека с древ-
ности было хорошо известно многим уче-
ным, однако на связь музыки и чисел пер-
вым указал именно Пифагор.
О зд о р о в и те л ь н ы й э ф ф е к т
песно пени й
Согласно Ямвлиху, Пифагор утверждал,
что «музыка очень благотворно действует
на здоровье, если заниматься ею подобаю-
щим образом». Поэтому пи-
фагорейцы, «отходя ко сну,.
..
очищали разум от дневного
смятения и шума определен-
ными песнями и особого ро-
да мелодиями и этим обеспе-
чивали себе спокойный сон с
немногими и приятными сно-
видениями». Однажды Пифа-
гору удалось унять гнев пья-
ного разбуянившегося юно-
ши просто тем, что он велел
флейтисту сыграть торжест-
венную мелодию.
Тем самым философ не
только открыл целый ряд му-
зыкальных эффектов, но и на-
шел им практическое приме-
нение в учебе и медицине.
^ На гравюре XV века изображен Пифагор, вместе с учениками проводящий эксперименты. Пифагорейцы
открыли, что гармоничные звуки могут производить кузнечные молоты (вверху слева), большие и малые
колокола и чаши с водой (вверху справа), флейты и дудки (внизу справа) и натянутые с различной силой с
помощью гирек струны (внизу слева).
предыдущая страница 22 019. Пифагор читать онлайн следующая страница 24 019. Пифагор читать онлайн Домой Выключить/включить текст