Исторические параллели
Загадка Пифагора
У истоков современной европейской культуры лежит культура античности.
Одним из ее основоположников является Пифагор. И его современники,
и потомки пытались разгадать его тайны. Кое-что добиться удалось,
но вопросов от этого меньше не становится.
/--------------------------------------- — -----------------------------------------------------------------------------------------------------N
Диалектика огня
Гераклит Эфесский (VI—V века до н. э.)
Гераклит, философ из Эфеса, в конце VI века до н. э. выступил с едкими нападками на Пифагора. Он писал: «Пифагор,
Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за собствен-
ную мудрость многознание и мошенничество». Тем самым, на взгляд Гераклита, Пифагор, скопив большой запас знаний, не был
оригинальным мыслителем, а лишь стремился показать себя таким. Поэтому
«многознайство уму не научает, иначе оно научило бы и Гесиода с Пифагором».
Имея в виду пифагорейское братство, Гераклит высказался недвусмысленно:
«Пифагор — предводитель мошенников».
Суть философии Гераклита выражает формула «все течет, все изменяется».
В основе мира, по его мнению, лежит вечный и несотворимый огонь, управля-
емый логосом — мировым законом, организующим все и вся, соединяющим
противоположные начала.
Труды философа не дошли до наших дней, и потому судить о них прихо-
дится по цитатам и изложениям более поздних авторов. Многие из них назы-
вают Гераклита «Темным»: он сознательно выражал свои мысли не вполне от-
четливо. Мотивы, лежавшие в основе такого построения его работ, остаются
неясными. Источники рисуют Гераклита весьма высокомерным человеком,
привыкшим выражать свои мысли резко и открыто — в отличие от его произ-
ведений. Под его горячую руку попал не только Пифагор: «Гомер стоил того,
чтобы его выгнали с состязаний и высекли, да и Архилоха тоже».
Гераклит оставил после себя немало ярких афоризмов, например: «Путь
вверх-вниз — один и тот же»; «собаки на того и лают, кого они не знают»;
«сопряжения: целое и нецелое, сходящееся — расходящееся, созвучное —
несозвучное, из всего — одно; из одного — все»; «бессмертные смертны,
смертные бессмертны, живут за счет смерти других, за счет жизни других
умирают»; «не будем наобум гадать о величайшем»; «если они боги, зачем вы
их оплакиваете?»
предыдущая страница 23 019. Пифагор читать онлайн следующая страница 25 019. Пифагор читать онлайн Домой Выключить/включить текст