Исторические параллели
Афинский любомудр
Сократ (470— 399 до н. э.)
Афинянин Сократ — один из великих философов, не написавших ни строчки. Все, что о нем
известно, дошло в работах его учеников — прежде всего, Платона и Ксенофонта. Мы не распола-
гаем фактами, которые могли бы прямо доказать знакомство Сократа с философией Пифагора,
но целый ряд деталей позволяет заключить, что он испытал серьезное влияние пифагорейцев. В
частности, Сократ, как и Пифагор, верил в переселение душ и необходимость очищения души, без
чего она может после смерти вселиться в тело зверя — например, волка.
Более того, совместными усилиями Пифагора и Сократа слово «философ» стало универсаль-
ным во всем мире. Пифагор был первым, кто стал употреблять это слово. Однажды он сказал:
«Я — не мудрец. Я — любитель мудрости (философ)». Сократ жил в полном соответствии с истин-
ным значением этого слова и благодаря этому получил широкую известность.
«Любовь — это желание лучшего. Глупец даже не осознает, что ему не хватает знаний, поэто-
му ничего не хочет. Любовь к знаниям означает их недостаток у человека и признание в своей
слепоте», — говорил Сократ. Из этого следовал его знаменитый афоризм: «Я знаю, что ничего
не знаю».
Примерно через столетие после смерти Пифагора Сократ был казнен за пагубное вли-
яние на афинскую молодежь. Его ученик Платон выдвинул впоследствии теорию идей, в
которой гармонично сочетались представления Сократа и Пифагора.
Последний великий пифагореец
Архит Тарентский (около 428— 365 до н. э.)
Платон испытал сильное влияние пифагорейской школы. Весьма повлияло на него общение с Архитом. После гибели своего
наставника Сократа Платон, по дороге в Сицилию заехав в Тарент, познакомился там с Архитом и стал учиться у него математике.
Тарентский же ученый изучал ее у пифагорейцев, учеников самого Пифагора.
Город Тарент, построенный спартанцами, находился под властью аристократии и в V веке до н. э. переживал бурный экономи-
ческий рост. Это был почти единственный полис Великой Греции, где пифагорейцы сохранили свое влияние, и математик Архит
играл здесь видную роль.
Он создал самобытную теорию пропорций, а также занимался дальнейшей разработкой Пифагоровой теории музыки.
Он оказался способным инженером, в частности, конструировал игрушки — в том числе деревянного
голубя, способного летать. Архит не имел возможности общаться с Пифагором непосредственно,
но тем не менее считал себя его преемником.
Самым знаменитым его учеником был Евдокс, доработавший Архитову теорию пропор-
ций и во многом предвосхитивший работы Архимеда. Евдокс плодотворно занимался аст-
рономией и оставил после себя много учеников.
Архит получил известность не только как математик, но и как крупный политический
й
деятель. Несмотря на то, что по закону возглавлять войско можно было лишь единожды
на годичный срок, он избирался на этот пост семь раз и не проиграл при этом ни одного
сражения.
предыдущая страница 25 019. Пифагор читать онлайн следующая страница 27 019. Пифагор читать онлайн Домой Выключить/включить текст