Конфуций
Конфуций вскоре тоже оставил родину и по-
следовал за незадачливым правителем. Тем са-
мым он подтвердил свою верность носителю
законной власти. Кроме того, он надеялся най-
ти у Цзин-гуна признание своих талантов госу-
дарственного мужа. Новые хозяева страны, не-
долюбливавшие Учителя Куна за чрезмерную
щепетильность, не мешали его отъезду.
Цитра — древний китайский
музыкальный инструмент.
Конфуций, оказавшийся
талантливым музыкантом,
выучился играть на нем
в царстве Ци.
Дом, где Конфуций
занимался музыкой.
Ж и зн ь в Ц и
Приехав в Линьань, столицу царства Ци, Кон-
фуций остановился в доме одного чиновника
и стал ждать, когда ему предложат место при
дворе. Правитель Цзин-гун принял мудреца,
задав ему обычный в таких случаях вопрос: «В
чем состоит секрет мудрого управления госу-
дарством?» Кун Цю ответил: «Да будет госуда-
рем государь, слуга — слугой, отцом — отец и
сыном — сын». Царю понравились эти слова.
С тех пор Цзин-гун не раз приглашал Конфу-
ция на беседы. Однажды он спросил: «В чем
состоит сегодня самая главная трудность в
управлении государством?» Конфуций сказал:
«Мудрость государя заключается в том, чтобы
правильно распоряжаться богатствами». Этим
советом он намекал на всем известное мотов-
ство Цзин-гуна. В народе про него говорили:
▼ Фрагмент статуи правителя
города Чжоу.
3 а к у л и с а м и
ПЕРИОД «ВЁСНЫ
И
ОСЕНИ»
Известно, что идеалом государствен-
ного устройства Конфуций считал древ-
ние порядки царства Чжоу. Это китай-
ское государство существовало с XII (по
другим версиям, с XI) по III век до н. э. в
бассейне реки Хуанхэ. История Чжоу де-
лится на два периода: Западное Чжоу со
столицей в Цзунчжоу, возле современ-
ного города Сиань, и Восточное Чжоу с
центром в Чэнчжоу (Лои), современный
Лоян. Конфуций жил в эпоху «Вёсны и
осени» (Чуньцю). В этот период, прихо-
дившийся на VIII—V века до н. э., еди-
ное государство распалось на несколь-
ко частей и усилилась власть правите-
лей отдельных земель — Лу, Ци, Чжэн,
Цинь и других.
Все эти государства формально при-
знавали авторитет дома Чжоу, так что
лучшей похвалой о правлении местных
царей являлась фраза: «Здесь в точности
соблюдаются ритуалы Чжоу!» Конфуций,
предлагавший правителям свои услуги
в качестве советника, обещал взамен
восстановить в государстве «славу дома
Чжоу», то есть вернуть славу и могуще-
ство этого древнего царства.
Эпоха «Вёсны и осени» сменилась пе-
риодом «Борющихся царств» (Чжань-
го), то есть временем междоусобиц,
прекратившихся в III веке до н. э., ког-
да правитель династии Цинь объеди-
нил основную часть Китая под своей
властью.
«По левую руку от себя он сажает шутов, по
правую — плясунов».
Царь решил предоставить мудрецу в управ-
ление удел. Конфуций отказался: «Я слышал,
что благородный муж стыдится получать на-
грады, не имея заслуг. Нынче государь, не
приняв моих советов, решил пожаловать мне
удел. Он не знает, кто такой Кун Цю!»
Между тем правитель все же решил пожа-
ловать Учителю Куну звание советника второ-
го ранга. Однако из-за дворцовых интриг тот
не только не получил должность, но и счел
за лучшее вернуться в Лу. По пути назад Кун
Цю совершил паломничество на священную
гору Тайшань, называемую «родиной всех
китайцев».
В Лу мудрец, вернувшись в свой старый
дом, вел привычный образ жизни — размыш-
лял, а также принимал учеников и гостей.
Этот период своей жизни он описал так: «В
30 лет я обрел прочную основу. В 40 лет я су-
мел освободиться от сомнений». Впрочем, от
желания добиться успеха на государственной
стезе Конфуций не отказался и иногда при-
знавался ученикам, что ждет «достойного по-
купателя на свой товар».
▼ Конфуцию отказывают в службе при дворе царя Ци.
предыдущая страница 10 046. Конфуций читать онлайн следующая страница 12 046. Конфуций читать онлайн Домой Выключить/включить текст